Сиенский Собор Успения Пресвятой Девы Марии, или коммерциализация по-христиански…

Apr 11, 2011 22:46


 


Дуомо (Сиенский собор) поражает с первого взгляда. Его архитектура столь легка и грациозна в своих фасадных пастельных тонах и так необычно оттеняется черно-белым решение колокольни, несколько не типичным для итальянской архитектуры в целом, но  символичным для Сиены, даже герб которой поделен на черное и белое поля. Согласно легенде (а здесь их огромное множество, что завораживает и делает процесс познания города еще более мистически-притягательным), эти два цвета столь плотно вплетены в городскую историю в связи с большой привязанностью его основателей, Сения и Аския, к своим лошадям - соответственно белой и черной :)

Сиенский собор имеет многовековую историю - построен был еще в 13 веке, причем на месте существовавшего ранее римского каструма; однако как это часто бывает с великими памятниками средневековой европейской архитектуры, не сразу обрел свой завершенный вид, тот же великий Бернини в 17 веке внес свою творческую лепту в общее дело завершения этого чудного ансамбля, а внутри можно лицезреть множество необычайных работ таких талантливейших мастеров как Микеланджело, Донателло, Пинтуриккио... Неудивительно посему, что собор стал одним из значимых точек религиозного туризма и образом своего функционирования напоминает более музей, нежели место торжественного и интимного разговора верующего с Богом. Или наоборот, наконец решена ценность такого вопроса раз и навсегда, составляющая скромные 3 евро? Однако некоторая «музейность» накладывает и определенные обязательства по сохранению священного достояния и потому значительная часть экспонатов находится под стеклом или ограждается от доступа посетителей пусть и бархатными, но барьерами.

Интерьер собора поражает прежде всего … напольными мраморными плитами, представляющими собой чудесные образцы такого рода искусства. К сожалению, значительная часть мозаичных напольных сюжетов большую часть года скрыта от взоров посетителей специальным предотвращающим повреждения от массовых посещений покрытием. Побывавший в Дуомо в 1880 году Вагнер со слезами на глазах сказал, что «… это наиболее сильные эмоции, которые я когда-либо испытывал перед сооружением!». Ну а церковь, как институт и следовательно творение действ человеческих, к сожалению впитала в себя слишком много мирских слабостей и не могла упустить таковой многообещающей возможности извлечения дополнительного дохода от религиозного (эстетического) экстаза. Сегодня по всему собору расставлены автоматы, где за умеренную плату в 1 евро любой посетитель может оставить голосовое сообщение о своих эмоциях, которое по идее входит в аудиофонд Дуомо. Ну и к еще одной мелкой меркантильности - если в большинстве церквей Италии свечи для посетителей бесплатны, то здесь установлены небольшие контейнеры с ненавязчивой просьбой опустить туда по 50 центов за каждую использованную. С одной стороны и понятно, тысячи туристов ежедневно, но по моему скромному мнению боксы для добровольных пожертвований подходят таким местам гораздо больше.

Как всегда поразили витражи - видимо это моя вторая большая слабость после мозаики. Являясь относительно распространённым приемом декорирования романских храмов, в Италии витражи особенно живописны за счет своей сочности и многоцветности, хотя обычно и не занимают больших пространств. Также не могу не отметить библиотечную залу, где хранятся манускрипты 15-го века, щедро орнаментальными заглавными буквами и стилизованными сценами религиозного (?) содержания. Ну что сказать, уже одни страницы, площадью этак с 0,7 м2 впечатляют. Однако не менее впечатляют странные письмена, больше напоминающие ноты, перемежающие не слишком переполненные текстом страницы сих книг. Пока разобраться что сии загадочные знаки означают не удалось, так уж сложилась что академическая среда в которой я обретаюсь большую часть времени далека от католической церкви. Однако сама зала поражает воображение не меньше - фрески и мозаичные полы столь светлы, что прямо таки ощущаешь огромные пространства возруха и простора вокруг тебя, что в некотором роде является иллюзией - несмотря на действительно высокие потолки помещения, искусственное освящение там практически отсутствует (видимо чтоб не повредить хранящимся там старинным книгам), а 2 хоть и высоких окон, закрытых простыми льняными светлыми шторами должно было быть вроде и не достаточно. Но факт остается фактом - по сравнению с остальными внутренними помещениями собора, библиотечная зала - самая светлая и радостная!

Будете в сиенском соборе, поставьте свечку у папской капеллы Madonna del Voto, говорят, данные здесь обеты творят чудеса…

религия, Дуомо, Сиена

Previous post Next post
Up