"Счастливый" папа

Sep 25, 2013 21:30


Наверное, практически все, более или менее интересующиеся искусством люди, слышали о Сикстинской капелле - чудесном образчике средневековой архитектуры, украшенной фресками рук великих флорентийских мастеров, среди которых Боттичелли, Пинтуриккьо, Перуджино и др., где и по сей день проводятся конклавы кардиналов, избирающих понтифика. Название свое эта ватиканская капелла получила ввиду имени высочайшего заказчика папы римского Сикста IV, который и повелел после ее сооружения там это высочайшее собрание проводить. Но как и следовало бы предположить уже исходя из выбранного им имени, Сикст в истории Ватикана был не один, и существует еще одна капелла в Риме, именующаяся Сикстинской, в соборе Санта Мария Маджоре, только уже в честь покоящегося там Сикста V, 227-го по счету римского папы:



портрет Сикста V кисти Филиппо Беллини, позаимствовано с wiki

Я бы может тоже в такие подробности не вдавалась, но еще в одно из моих первых посещений Рима была удивлена нахождением Сикстинской капеллы вне Ватикана и тогда нашла первое тому разъяснение. Но все-таки не зря в историю входят имена оставивших по себе след людей, ведь личность Сикста V всплыла опять в эти мои прогулки по Риму, а все из-за нашей с ним общей любви к фонтанам…



И тут оказалось, что личность этого папы интересна сама по себе, уже начиная с его происхождения - хотя до своего понтификата Сикст V и носил имя Феличе Перетти ди Монтальто (ит. Felice Peretti di Montalto), происхождение его не слишком романское. Его отец, звавшийся тоже Феличе Перетти, родился неподалеку от городка Биела (ныне Черногория) и согласно «Церковным хроникам» при рождении был наречен Сречко Перичем (серб. Srećko Perić), происходя из рода Шишичей. Сречко ребенком прислуживал в католическом монастыре в Которе, откуда уже и попал в Анкону с одним из монастырских братьев-итальянцев. Там он женился и поменяв имя на итальянский манер стал Феличе Перетти…

Феличе Перетти-младший был членом ордена францисканцев, где отличился как хороший проповедник и пропагандист контрреформационных лозунгов Тридентского собора, за что был «пожалован» Павлом IV функциями инквизитора в Венеции. При Пии V он стал уже генералом ордена и кардиналом. Правда вот следующий понтифик - Григорий XIII - его не больно жаловал и Перетти оказался не у дел, зато став попой сразу после него, Сикст V развернул бурную деятельность - с первых месяцев своего понтификата он начал борьбу с бандитизмом, который процветал в Риме и на ведущих к нему дорогах, а также пиратством, угрожавшем продуктовой безопасности для жителей столицы. Меры выбранные были жестокими, но действенными - отрубленные головы красовались на всеобщем обозрение на мосту, ведущему к замку св. Ангела. Также Сикст V реорганизовал римскую курию и осушил Понтийские болота, решив острую для Рима проблему малярии. Но при всей своей хозяйственности, он был еще и не чужд чувства прекрасного - в его правление приведенные в порядок улицы и площади Рима украсили новые постройки, а перед главными соборами папа приказал поставить обелиски, привезенные ещё во времена Древнего Рима из Египта и с тех пор лежавшие заброшенными среди руин императорских дворцов. Так казалось бы чуждые западной культуре рукотворные памятники древней цивилизации стали ориентирами для паломников, идущих к главным христианским святыням Рима.

Но я же хотела о фонтанах… Так вот, проблема водоснабжения Рима стояла тогда достаточно остро и при Сиксте V был восстановлен древний александрийский акведук, получивший в четь него имя счастливого источника (ит. Acqua Felice). Соответственно, необходимо было снабдить Виминальский и Квиринальский холмы достаточным количеством фонтанов. Сначала был установлен фонтан «Моисей» во фронтальной части дворца Квиринале:





После пришло время наделив водой облагородить близлежащее пересечение двух главных транспортных артерий этой части Рима - сегодня это Via del Quirinale и Via delle Quattro Fontane соответственно. Изначально планировалось разместить там на каждом из углов перекрестка по статуе религиозного характера, но ввиду увлеченности папы работами связанными с восстановлением акведука и сорванными лаврами при открытии фонтана Моисея, предпочтение им было отдано проекту, предполагавшему по небольшому, не мешающему движению фонтану на каждом углу. И правильно, теперь движению там мешают туристы, пытающиеся эти фонтаны фотографировать, так как прилежащее пешеходное пространство минимально. Так что простите, фото из разряда «уж как получилось»:



символическое изображение реки Тибр, символа Рима



символическое изображение реки Арно, символа Флоренции



богиня Диана, символ непорочности



богиня Юнона, символ женской силы

Кстати, личность автора воплощенного с высочайшего повеления Сикста V проекта до наших дней не дошла. Но согласитесь, разумное использование пространства при максимальной функциональности, да еще и имеющее эстетическую ценность. Как по мне, так более чем заслуженно эта улица носит сегодня хотя бы название «4 фонтана»…

итальянский язык, фото, Италия, Ватикан, Рим, история, папа Римский, фонтан

Previous post Next post
Up