Наверное, практически все, более или менее интересующиеся искусством люди, слышали о Сикстинской капелле - чудесном образчике средневековой архитектуры, украшенной фресками рук великих флорентийских мастеров, среди которых Боттичелли, Пинтуриккьо, Перуджино и др., где и по сей день проводятся конклавы кардиналов, избирающих понтифика. Название свое эта ватиканская капелла получила ввиду имени высочайшего заказчика папы римского Сикста IV, который и повелел после ее сооружения там это высочайшее собрание проводить. Но как и следовало бы предположить уже исходя из выбранного им имени, Сикст в истории Ватикана был не один, и существует еще одна капелла в Риме, именующаяся Сикстинской, в соборе Санта Мария Маджоре, только уже в честь покоящегося там Сикста V, 227-го по счету римского папы:
портрет Сикста V кисти Филиппо Беллини, позаимствовано с wiki
Я бы может тоже в такие подробности не вдавалась, но еще в одно из моих первых посещений Рима была удивлена нахождением Сикстинской капеллы вне Ватикана и тогда нашла первое тому разъяснение. Но все-таки не зря в историю входят имена оставивших по себе след людей, ведь личность Сикста V всплыла опять в эти мои прогулки по Риму, а все из-за нашей с ним общей любви к фонтанам…
И тут оказалось, что личность этого папы интересна сама по себе, уже начиная с его происхождения - хотя до своего понтификата Сикст V и носил имя Феличе Перетти ди Монтальто (ит. Felice Peretti di Montalto), происхождение его не слишком романское. Его отец, звавшийся тоже Феличе Перетти, родился неподалеку от городка Биела (ныне Черногория) и согласно «Церковным хроникам» при рождении был наречен Сречко Перичем (серб. Srećko Perić), происходя из рода Шишичей. Сречко ребенком прислуживал в католическом монастыре в Которе, откуда уже и попал в Анкону с одним из монастырских братьев-итальянцев. Там он женился и поменяв имя на итальянский манер стал Феличе Перетти…
Феличе Перетти-младший был членом ордена францисканцев, где отличился как хороший проповедник и пропагандист контрреформационных лозунгов Тридентского собора, за что был «пожалован» Павлом IV функциями инквизитора в Венеции. При Пии V он стал уже генералом ордена и кардиналом. Правда вот следующий понтифик - Григорий XIII - его не больно жаловал и Перетти оказался не у дел, зато став попой сразу после него, Сикст V развернул бурную деятельность - с первых месяцев своего понтификата он начал борьбу с бандитизмом, который процветал в Риме и на ведущих к нему дорогах, а также пиратством, угрожавшем продуктовой безопасности для жителей столицы. Меры выбранные были жестокими, но действенными - отрубленные головы красовались на всеобщем обозрение на мосту, ведущему к замку св. Ангела. Также Сикст V реорганизовал римскую курию и осушил Понтийские болота, решив острую для Рима проблему малярии. Но при всей своей хозяйственности, он был еще и не чужд чувства прекрасного - в его правление приведенные в порядок улицы и площади Рима украсили новые постройки, а перед главными соборами папа приказал поставить обелиски, привезенные ещё во времена Древнего Рима из Египта и с тех пор лежавшие заброшенными среди руин императорских дворцов. Так казалось бы чуждые западной культуре рукотворные памятники древней цивилизации стали ориентирами для паломников, идущих к главным христианским святыням Рима.
Но я же хотела о фонтанах… Так вот, проблема водоснабжения Рима стояла тогда достаточно остро и при Сиксте V был восстановлен древний александрийский акведук, получивший в четь него имя счастливого источника (ит. Acqua Felice). Соответственно, необходимо было снабдить Виминальский и Квиринальский холмы достаточным количеством фонтанов. Сначала был установлен фонтан «Моисей» во фронтальной части дворца Квиринале:
После пришло время наделив водой облагородить близлежащее пересечение двух главных транспортных артерий этой части Рима - сегодня это Via del Quirinale и Via delle Quattro Fontane соответственно. Изначально планировалось разместить там на каждом из углов перекрестка по статуе религиозного характера, но ввиду увлеченности папы работами связанными с восстановлением акведука и сорванными лаврами при открытии фонтана Моисея, предпочтение им было отдано проекту, предполагавшему по небольшому, не мешающему движению фонтану на каждом углу. И правильно, теперь движению там мешают туристы, пытающиеся эти фонтаны фотографировать, так как прилежащее пешеходное пространство минимально. Так что простите, фото из разряда «уж как получилось»:
символическое изображение реки Тибр, символа Рима
символическое изображение реки Арно, символа Флоренции
богиня Диана, символ непорочности
богиня Юнона, символ женской силы
Кстати, личность автора воплощенного с высочайшего повеления Сикста V проекта до наших дней не дошла. Но согласитесь, разумное использование пространства при максимальной функциональности, да еще и имеющее эстетическую ценность. Как по мне, так более чем заслуженно эта улица носит сегодня хотя бы название «4 фонтана»…