Герой нашего времени?

Aug 26, 2013 14:27


У каждого народа имеются свои преданья старины глубокой, где не отличишь изустно дошедшие до наших дней живописания исторических личностей и событий от присказок выдуманных благодаря фантазии или забывчивости сказителей. У кыргызов это эпос «Манас», получивший свое название в честь собственно главного героя - баатыра (рус. богатыря) Манаса, с которого обычно и принято очень умозрительно отсчитывать существование кыргызской государственности. Дело в том, что кыргызы, кочуя племенами по своей территории не были способны противостоять гораздо более многочисленным соседям - китайцам и уйгурам, а также калмакам и манчьжурцам, даже афганцам, и очень страдали от их периодических нашествий. Так вот, Манас был первым, кто осознал необходимость объединения для полноценного отпора врагу и предпринял для того усиия, давшие возможность кыргызам в итоге вернуться из в общем-то изгнания в родные пределы Ала-Тоо из Алтая. Вот тут как раз на нашей  почтовой марке Манас готовиться в поход:





Марка является памятной - 1995-й год по решению Генеральной Ассамблеи ООН и ЮНЕСКО был провозглашен годом празднования 1000-летия кыргызского эпоса "Манас". Первые упоминания о нем содержатся в полуфантастическом сочинении Маджму ат-Таварих ("Собрание историй"), написанном на таджикском языке в XVI веке муллой, жившем недалеко от Ферганы. Уже сама история создания этого сочинения интригует - мулла Сайф ад-Дин Ахсикенди, сын дамуллы Шах Аббаса умер, не окончив книги, и ее написание было завершено его сыном Нур-Мухаммадом, или Ноуруз-Мухаммадом, в XV-XVI вв., и каким оно было задумано изначально муллой, мы уже наверное никогда не узнаем. Маджму ат-Таварих - сочинение не вполне историческое, факты и даты в нем переплетены с легендами и вымыслом. В сочинении наряду с различными кипчакскими и кыргызскими преданиями Ферганы и Тянь-Шаня упоминаются и некоторые подвиги кыргыского баатыра, причем Манас показан как лицо историческое, действующее вместе с реально существовавшими Тохтамышем, шахом Хорезма Мухаммедом и т. д. А вот так себе его представляют современные мне потомки героя, так торопившиеся с установкой увековечивающего память о славных подвигах баатыра монумента, что забыли вложить ему в руку узду, которая вроде есть, а вроде и нет:



И не думайте, что она в другой его руке, там джигит держит меч, жаль, в спускающихся сумерках не так хорошо видно на фотографии детали:



Столь монументальный постамент объясняется с одной стороны просто, когда-то на нем стоял наш общий дедушка Ленин (все же тут успели побывать октябрятами?). С другой стороны, смененный национальный флагшток рядом, раньше бывший более адекватных размеров, многое говорит как мне кажется о больших комплексах маленькой нации, нет? До Манаса тут правда успела побывать еще в первые году независимости наш статуя свободы, вызвавшая много нареканий ввиду ее женской личины (тут и наличие Курманжан Датки не помогает, гендерные вопросы у нас по определению вызывают дебаты в обществе), да и хоть крылья у нее имелись, наш ответ Чемблену США списали в утиль, а у меня ввиду неожиданности такого решения даже и фотографии ее не осталось, нашла в сети вот, с стилизованными юртами «в ногах»:



kirgizia-info.ru

А вообще, не ориентируйтесь на мой полу-шутливый тон, «Манас» - это серьезно. Еще бы, самые вкусные шоколадно-вафельные конфеты нашего детства так назывались, помните, сладкоежки?



Не уверена в аутентичности эскизов лицевой части обертки, но из всего найденного в сети вроде самые похожие по моей памяти, сегодня конфеты уже другие и упакованные и нет, но сходны в одном - не такие вкусные как прежде. Но хватит о сладостно-печальном, вот факт из разряда гордость подкармливающего - существует целое отдельное направление исследований в составе кыргызоведения - манасоведение (кырг. манастаануу), а при кыргызской Национальной Академии Наук - Национальный центр манасоведения и художественной культуры, вот как!

Эпос делится на 3 части: собственно «Манас», «Семетей» и «Сейтек», повествующие соответственно о жизни и деяниях самого героя, его сына и внука. Считается, что эпос «Манас» - самый длинный в мире - в два раза больше Махабхараты! Но есть одно маленькое но, и по сей день эпос исполняется в основном теми самыми часто поминаемыми нами в шутливом контексте на просторах дневниковых записей акынами-импровизаторами, зовущимися у нас манасчы (если они поют "Манас" конечно), мастерство которых и определяется их возможностью зная канву эпоса, на ходу рифмуя воспевать подвиги национального героя. Конечно, текст эпоса был неоднократно и полностью записан, и в варианте одного из самых известных сказителей Саякбая Каралаева, в трилогии «Манас» насчитывается аж 500553 стихотворных строк!!! Ну и чтобы вы имели представление, как это выглядит и звучит, вот вам пример с обычным для манасчы собственным аккомпонементом на комузе, который пожалуй является самым популярным национальным струнным музыкальным инструментом:

image Click to view



Хочу отметить, что женское исполнение меня немного удивило, не дамское у нас это дело, да и если вы заметили самое характЕрное и в то же время харАктерное исполнение с трудом ложится в каноны традиционного певческого искусства. Ну и представление о все-таки очень красивом национальном костюме кыргызов у вас теперь тоже есть, информативный ролик, во всех смыслах :)

С момента становления независимого Кыргызстана как суверенного государства, наши ученые мужи в тандеме с политиками искали моральный кодекс, который бы имел действительно национальные истоки. Так, из эпоса были позаимствованы заповеди, авторство которых приписывается легендарному герою, хотя уже сама их лексика, конечно, возможно стилизованная под времена уже наши, вызывает у меня в том глубокие сомнения. Ну, тем не менее, семь уроков Манаса Великодушного:

- единство и сплоченность;

- межнациональное согласие, дружба и сотрудничество;

- национальная честь и патриотизм;

- кропотливый неустанный труд и знания - путь к процветанию и благосостоянию;

- гуманизм, великодушие и терпимость;

- гармония с природой;

- укрепление и защита кыргызской государственности.

С другой же стороны, вон даже высшую государственную награду Кыргызстана учредили, в честь Великодушного нашего, - орден «Манас». А заповеди, они и в самом деле являются неплохим моральным кодексом, не правда ли? Еще бы ему следовали, раз уж он такой священный, как о том у нас любят говорить…

Курманжан Датка, эпосы, Кыргызстан, Бишкек, кыргызы, детство, музыкальные инструменты, марки, манасчы, комуз, памятники, музыка, герои, Манас, кыргызский язык

Previous post Next post
Up