Всё, что видишь, и всё, чего не видишь...

Aug 05, 2013 23:11


Все мы когда-то жили в стране, где демографический вопрос удачно разрешался в отсутствие секса, а религия уничижительно определялась опиумом для народа. Но времена поменялись, и вместе с обретением независимости мы в привесок получили ноющую на погоду занозу самоидентификации, обострившей интерес к традициям и религии, что не есть плохо на самом деле. Ведь любая религия - это определенный кодекс моральных норм, острый дефицит которых мы испытали в дикие 90-ые века прошлого. И стали расти по всему Кыргызстану во множестве блистающие куполами мечети. Сегодня мы живем возле мечети центральной, вероятно самой старой в городе. Когда-то она была маленькой и деревянной, видимо удовлетворяя скромные потребности немногочисленных верующих советского Фрунзе. Я ее хорошо помню из детства, а все потому, что рядом располагался горячо любимый мною магазин «Сделай сам». Может помните, советская промышленность должны была быть безотходной, а граждане поощрялись в попытках улучшить свой быт очумелым приложением собственных сил и знаний. И вот, среди многой другой ерунды в этом магазине продавались за какие-то смешные копейки наборы небольших разноцветных тканевых огрызков, сейчас я даже своим взрослым умом не могу столь удачно раскинуть, чтоб понять, для чего они могли быть нужны советским хозяйкам. Но точно знаю, что идеально они подходили для изготовления разнообразного гардероба для пупсиков - забавы и отрады не одного поколения советских девчушек. А еще рядом был очень хороший овощной магазин, где в конце лета мы покупали натуральным образом ящиками помидоры сорта «бычье сердце» на томатный сок домашнего изготовления. Кстати, вспомнить, куда девались эти самые деревянные ящики, служившие чудо-томатам тарой, не могу, разве что их нужно было возвращать в магазин? Сегодня потребности гораздо более многочисленных верующих, нуждающихся в демонстрации этой самой веры столь велики, что территория главной мечети города поглотила давно и оба магазина, и прилегавшую к ним челюстно-лицевую хирургию впридачу, которая как-то очень нелогично, но тем не менее быстро обратилась в исламский университет. Видимо, больным такого профиля теперь остается уповать лишь на Бога... Да и сама мечеть уже почти как 2 десятилетия назад отстроена в гораздо большем и, чего уж там, симпатичном формате:



И радоваться бы этому не смотря на 5-разовые азаны с минарета ежедневно с использованием усилителя звука. Но не получается. Не потому, что это чуждая мне религия и даже не в связи с невероятной пятничной загруженностью прилежащих улиц и парковок. Я скорее о том, что недостаточно по пятницам взять подмышку молельный коврик, покрыть голову топу и сходить на намаз, живя остальную часть недели вовсе не по Корану. А ведь именно религиозное рвение сомнительной глубины от новоиспеченных верующих приходится наблюдать уже не первый год среди хорошо знакомых своими ежедневными подвигами слишком светского характера обитателей нашего спального микрорайона. Я сама, православная по происхождению, посещаю, что забавно, католические чаще всего храмы вовсе не во время месс и очень эпизодически, да и вера моя слишком далека от канонических традиций христианства. Но мне кажется, гораздо важнее, чем ты дышишь каждый день, наполняя свою жизнь и жизни близких, а не как активно ты демонстрируешь свою принадлежность к той или иной конфессии. Как по этому поводу не вспомнить Калила Джебрана с его «Пророком»?..


… И старый жрец сказал: Скажи нам о Религии.

И он сказал так: А разве я говорил сегодня о чем-нибудь еще? Разве религия - это не все ваши дела и все их отражения и не все то, что не является ни делом, ни его отражением, а лишь радостью и удивлением, всегда льющимся из вашей души, даже когда ваши руки рубят камень иль работают за ткацким станком? Кто может отделить свою веру от своих действий иль убеждение от того, чем он занят? Кто может расстелить свое время пред собой, говоря: "Это для Бога, а это для себя, это для моей души, а это, другое, для тела"? Все ваши часы - это крылья, несущие вас сквозь пространства от себя к себе. Ну а тому, кто носит свою мораль только как выходное платье, лучше быть голым. Ведь ветер и солнце не сделают дыр в его коже. И тот, кто определяет свое поведение лишь этикой, заключает свою певчую птицу в клетку. Самая свободная песня не приходит ни из-за решетки, ни из-за колючей проволоки. И тот, для кого молитва - это окно, которое можно открыть, но можно закрыть, еще не посетил дом своей души, чьи окна простираются от зари до зари.

Ваша будничная жизнь является вашим храмом и вашей религией. И всегда, когда вы входите туда, берете с собой все, что у вас есть. Возьмите с собой и плуг, и наковальню, и молот, и лютню. Все те вещи, что вы создали по нужде или для наслаждения. Потому что в молитвах своих вы не сможете подняться выше своих достижений или упасть ниже своих неудач. И возьмите с собой всех людей, потому что в этих молитвах вы не сможете ни взлететь выше, чем их надежды, ни унизить себя ниже отчаянья их. И если вы узнаете Бога, не ждите, что он ответит на ваши вопросы и поправит ваши ошибки. Лучше посмотрите вокруг, и увидите Его играющим с вашими детьми. И взгляните в пространство: вы увидите Его идущим по облаку, простирающим руки свои в виде молнии и спускающимся в виде дождя. Вы увидите, что он улыбается в цветах, а потом поднимается и шевелит руками Своими в деревьях…

фото, религия, Кыргызстан, Бишкек, книги, детство, Пророк, Калил Джебран

Previous post Next post
Up