Так как выставка работ Дали, о которой я уже рассказывала, проходила во дворце Медичи Рикардо, что в квартале Сан-Лоренцо, наконец-то я дошла до одноименной церкви, расположенной на… угадали, одноименной площади. Церковь эта мне была интересна по 2 причинам собственно, кроме того, что к ней примыкает капелла Медичи, являющаяся их фамильной усыпальницей практически и соответственно этот комплекс обладает невероятными произведениями искусства (уж Медичи любили роскошь, что, правда порой, идет не в ногу с хорошим вкусом в моем субъективном о том представлении), но кроме того, уж много я читала об этой церкви в воспоминаниях Микеланджело, который должен был заняться оформлением мраморной облицовкой ее фасада, но этого так и не произошло по ряду причин, так что церковь сохранила с 1423 года свой достаточно строгий и тем мне еще более притягательный на фоне прочих объектов итальянской средневековой архитектуры внешний вид, которым она обязана проекту архитектора Филиппо Брунеллески:
Увы, посещение комплекса произвело на меня двойственное впечатление. Сначала я была в капелле, где как раз проходила выставка «Великолепие Медичи - сокровища Клемента VII и Льва X», вот ее купол как раз возвышается позади церкви:
Большая часть экспозиции находилась в первом зале работы Буонталенти, где находятся гробницы Козимо старшего, лотарингских и других великих герцогов, куда попадаешь входя в капеллу с площади Madonna degli Aldobrandini. И вот тут пришла пора мне возмущаться. Выставка была организована из рук вон плохо при высокой плате за посещение и отнюдь не гибкой ценовой политике. Указатели были столь противоречивы, что вместо начала экспозиции по логике (моей, конечно, возможно, ошибочной) я забрела сразу в ее 3-ью часть и кроме того, оказалось, что в самой капелле принцев ведутся реставрационные работы и большая часть саркофагов, чье убранство и составляет основной интерес для посещения, были закрыты строительными лесами. Сделала для себя маленькое открытие, что одним из символов рода Медичи был гранат, который уж больно красив мне в орнаментах вообще, и в украшавших стяги пап из рода Медичи в частности. Также интересно, что художники и скульпторы средневековья сохранили нам достаточно узнаваемые образы знаменитых правителей Флоренции, до этого столь честное изображение фамильных характерных носов я видела лишь на портретах Лотарингской ветви династии Габсбургов…
Частью экспозиции являлись реликварии, которые со всей страстью собирали Клемент VII и Лев X, скупая их в Греции и Византии. Для интереса посмотрела имена святых, чьи мощи в них хранились и да, с уверенностью могу сказать - в большинстве своем не слишком они известны миру христианскому. Вспомнилась сразу история, описанная в «Леопарде» Лампедузой, о страстном коллекционировании такого рода реликвий одиноко стареющими сестрами-аристократками, большая часть которых оказалась в итоге более чем сомнительного происхождения. Вот и там многие урны были заполнены чьими-то не приданными земле останками, причем на некоторых раках так и было написано - мощи разных святых. Вот откуда это в христианстве, что за нелепое идолопоклонничество? И почему человеку, жившему по канонам христианским отказано было в христианском упокоении? Конечно, каждая рака - уже сама по себе произведение искусства, украшенные каменьями драгоценными да выполненные далеко не из самых презренных металлов, с чашами из горного хрусталя, аметиста да яшмы, и такая их громадная коллекция, находящаяся в одной лишь церкви уже должна дать возможность представить всем сие лицезрящим уровень благосостояния знатного семейства, столь долго находящегося у власти в республике флорентийской. Вот только от этого стало только грустно. Почему такие усилия людьми, облаченными властью и возможностями используются в столь странных приложениях, даже с поправкой на время? А еще где-то читала ехидное замечание о том, что если мощи одного святого собрать по всем церквям их хранящих, можно сложить как минимум пару экземпляров тел, зачастую даже разного возраста…
Сама церковь скрасила слегка мое недовольство тем, что для ее посещения пришлось покупать отдельный билет (что хоть и редкость для церкви действующей, но имеет место быть, так неужели нельзя было организовать продажу билетов в одном месте, чтоб не стоять в 2 разных очередях для посещения объектов одного и того же комплекса?), она прекрасна и на удивление выдержана в строгой красоте спокойного цвета и разумного количества позолоты и прочих украшений, на которые Медичи были столь падки судя по посещенным мной ранее объектам их наследия. Работы Донателло и Липпи, Меуччи и Фьорентино позволили мне забыть уже зародившееся на «туристическую политику» раздражение, а свежий воздух и яркие цвета природы в клуатре вернули настроение не смотря на временами усиливающийся дождь:
Вот такая она, самая древняя церковь города, если верить легендам, освященная самим святым Амвросием еще в 393 году. Конечно, она была не раз перестроена - например, романский стиль она обрела в году 1060. Но такой, какой мы ее можем узнать сегодня ее во многом сделало семейство Медичи, как бы сегодня сказали, выступавшее достаточно долго в роли спонсоров выдающихся артистов позднего средневековья, а потому сделавших не так уж мало, чтоб эпоха Возрождения не только заявила о своих правах, но и вошла в них с полным на то правом, вернув людям возможность восхищаться красотой человеческого тела. Ведь у души, которая, как ни крути, прекрасна, должно быть достойное пристанище, пусть и временное…