Пятый элемент

Apr 16, 2013 01:06

Навеяно записью в дневнике nemihail Жена должна быть глупее мужа...

Теоретическую основу алхимии, специфической области натурфилософии, сложившейся в эпоху поздней античности, составляло учение Аристотеля о четырёх первоэлементах, первоосновах мира - земле, воде, воздухе и огне. Это уже позже алхимию низвели до примитивных опытов в попытках создания философского камня и посему заклеймили анти-наукой, на деле же целью алхимиков во всех культурах являлось осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». А ведь если посмотреть, то этим самым уровнем может вполне быть правильная комбинация тех самых четырех первооснов и рождающих пятый элемент - красоту. Но чтоб ее разглядеть в такой порой на первый взгляд агрессивной природе вокруг, надо тоже достичь определенного этапа становления личности, когда деятельность человека начинает трансформироваться из примитивного присвоения полезного и его трансформации в прежде всего материально-потребляемое, в созерцание и даже созидание, создание чего-то полезного ему, другим, да и возможно самой среде обитания в конце концов. Вот и швейцарский психолог Карл Юнг в начале века 20-го рассматривал алхимическую философию как «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития, которая достигается, в частности, в результате «Великого Делания». О его сути, конечно, можно спорить, но наиболее мне симпатичная трактовка заключается в достижении просветлённого сознания, слияния духа и материи. А разве это не есть та самая красота, совершенство, в котором гармонично сочетаются характеристики объекта, способная, если верить Фёдору Михалычу, спасти мир?




Хотя красота является одной из важнейших категорий культуры, ее эталоны разнятся от культуры к культуре и от эпохи к эпохе, от почти андрогинных эталонов мужской и женской красоты в древней Греции и Риме до средневековой моды на субтильность и дородность в эпоху барокко. Однако история безапелляционна в том, что в своём эстетическом восприятии понятие красоты мы чаще всего связываем с отсутствием выраженной физической асимметрии, неправильности линий и пропорций. Начиная с конца века 19 (точнее с 1888 года, когда состоялся самый первый конкурс красоты) представительницы прекрасного пола соревнуются в своей прелести, причем тогда, в бельгийском городе Спа исключительно мужское жюри «осматривало» и оценивало претенденток на желанный титул за закрытыми дверями! Первый конкурс красоты «Мисс Мира» состоялся в Лондоне в 1951 году, благодаря чему столица Великобритании пожала славу столицы мировой красоты, а конкурсантки произвели фурор появившись на сцене в купальниках «бикини», в то время еще не известных в Англии:



Позже в своей прелести стали соревноваться и представители пола сильного, и хотя стандартные программы конкурса предполагают возможность жюри оценить и другие качества и способности конкурсантов помимо внешней привлекательности, остаются эти требования более чем второстепенными в поисках Абсолюта. Вот и получается, что концепт красоты является понятием слишком общим и потому эклектичным, ведь обращаясь к эстетике прекрасного в человеке мы чаще всего забываем о той самой необходимой гармонии между внешним и внутренним…

Возможно именно это и толкает столь не жалуемое многими на уровне коллективного бессознательного современное искусство и его апологетов на поиски того самого пятого элемента, красоты внутренней, осмысленности и духовности, ведь порой любуясь на красоту расписной ширмы мы не видим того, что за ней сокрыто. А может пора пересмотреть концепцию красоты, ища не только ее поверхностную способность удовлетворять некую эстетическую потребность, но и задуматься об ее значении и функциях, возможно гораздо более широких, чем принято полагать сегодня в мире, унаследовавшем ее прочтение не от философского процесса, а от исторического, от искусства красоты как видения мира, которое сегодня уже не в состоянии выразить сложность и противоречивость эпохи? И может именно ввиду тривиализации понятия красоты, мы должны принять другой подход к ее поиску, духовному значению. Наверное только таким образом мы сможем вновь открыть для себя представление о красоте, которая может стать инструментом для налаживания новых связей с другими людьми и с миром в целом. Ведь с одной стороны бесспорна субъективность, с которой человек ее видит, находя свои собственные ответы на общие для всех вопросы, в то время как с другой, пытаясь прислушиваться и присматриваться к природе, являющейся лучшим примером симбиоза прекрасного и мудрого, размышляя о красоте в ее социальном измерении и преобразующей силе, которая приложима к каждому из нас, мы бессознательно меняемся. И вот тут важно не ошибиться с выбранным направлением развития. Помните, как у Чехова -  "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли..."
*Все иллюстрации к посту взяты с бескрайних просторов сети...

А.П.Чехов, пятый элемент, Ф.М.Достоевский, современное искусство, Владимир Маяковский, Карл Юнг, красота

Previous post Next post
Up