Невеста Микеланджело

Mar 28, 2013 00:43


Во время позавчерашней своей вылазки во Флоренцию, я исправила еще одну досадную несправедливость - учитывая совсем не способствующий прогулкам на свежем воздухе дождь, я наконец посетила прекрасную и очень флорентийскую по стилю фасада церковь Санта Мария Новелла (ит. Chiesa di Santa Maria Novella), которую просто обожал великий Микеланджело, называя ее своей суженной (la mia sposa). Дело в том, что эта церковь находится прямо рядом со станцией железнодорожного вокзала, получившего даже в честь своей благородной соседки название, и уже дважды прежде побывав здесь, я испытала на себе жажду наверное обычную для туристов - побыстрее окунуться в суету центральных улочек, оставив пусть и прекрасную, но как всегда кажется доступную позже красавицу позади:




Современная базилика Санта Мария Новелла была воздвигнута силами доминиканского ордена, история которого во Флоренции отсчитывается с прибытия в столицу Флорентийской республики отца Иоанна (Fra’ Giovanni) из Салерно в далеком 1219 году, который начал проповедовать в предоставленной ордену духовными властями еще старой церкви Санта Мария Новелла. Однако красноречие нового духовного пастыря очень быстро привлекло к нему симпатию прихожан и послушников, и вскоре братья-доминиканцы решили возвести бОльшую церковь взамен действующей. Благословление закладывающегося первого камня новой церкви произошло в 1279 году, хотя многие строительные работы начались еще раньше архитекторами Систо да Фиренце и Ристоро да Кампи. Для итальянской исторической практики, когда большие соборы строились и потом отделывались веками, со сменяющимися у руля такой ответственной задачи величайшими артистами своих эпох, новая базилика была завершена достаточно быстро, уже в 1348 году, когда была возведена колокольня, хотя справедливости ради, и обновленная Санта Мария Новелла - не слишком велика. Но это так кажется сейчас, а на момент возведения это была самая большая церковь во всей Флоренции, а еще - первая в городе церковь, решенная в готическом стиле. Значительная часть работ была осуществлена благодаря финансовой поддержке знатного флорентийского семейства Ручеллаи (ит. Rucellai), чьи геральдические символы (паруса Фортуны) и красуются по сей день на фасаде.

Сегодня решение колокольни в романо-германском стиле, осуществленное по проекту Якопа Таленти 1330 года может и удивить своим не слишком большим соответствием с бело-мраморным фасадом:



А все дело в том, что привычный нам вид фасада был создан гораздо позже, точнее даже полностью переделан в 1456-1470 годах по руководством генуэзского архитектора, стоявшего у истоков философии и искусства эпохи Возрождения Леона Баттиста Альберти.

Интерьер церкви полон прекрасных средневековых фресок разной степени сохранности и ярких витражей. Она красива, и будучи во Флоренции посетить ее обязательно стоит, но для меня она слишком переполнена искусством, чтоб быть по прежнему домом Бога и местом размышлений о вечном, наверное не зря именно здесь начинается действие "Декамерона" Боккаччо... Хотя не могу не отметить двух очень разных, но по своему чудесных мест, которые меня тронули особо. Это капелла Барди, с очень легким, воздушно-затейливым золотым узором на сводах и «Мадонной с четками» работы Вазари (1568), и обладающий какой-то абсолютно умиротворяющей атмосферой зеленый (малый) клуатр монастыря:



Клуатр усопших, решенный в романском стиле, также интересен для посещения и очень живописен, но видимо все-таки ввиду своего назначения, а потому - большого количества надгробных плит, по которым приходится практически в прямом смысле ступать таких же теплых чувств не вызывает:





При монастыре, который сегодня не действует, но закрыт для посещения ввиду размещенных в нем государственных учреждений, также действует музей, где хранятся некоторые особо ценные фрески и прочие значимые принадлежащие ордену и церкви предметы религиозного культа и искусства. И да, любителям фресок стоит отметить это место как необходимое к посещению еще по одной причине - именно здесь расположена полностью ими расписанная так называемая испанская капелла, посвященная святому Фоме Аквинскому, которая сама по себе просто шедевр средневекового искусства, а еще именно там сохранилось изображение первого фасада базилики, еще до его облицовки мрамором. Ну а я, слегка придавленная ношей впечатлений, как этот благородный зверь тяжестью колонны той самой испанской капеллы покинула сей исполненный богатствами как духовными, так и материальными чертог во власти дум о вечном и том, как же представление о нем украшают плоды мира материального:



религия, Джованни Боккаччо, искусство, Италия, Микеланджело, Декамерон, эпоха Возрождения, Санта-Мария Новелла, Флоренция

Previous post Next post
Up