Пропаганда - это монолог, который ищет не ответа, но эха.
Уистон Хью Оден
Листая интернет-странички наткнулась на «памятную» дату - 24 года назад, 15 февраля 1989 года, завершился вывод советских войск из Афганистана. Наверное мало кому с нашего постсоветского пространство стоит напоминать о том, какие эмоции в большинстве своем испытывал советский народ при этом известии. Я была в общем-то еще ребенком, но помню, как все дружно выдохнули, уж очень непонятно было простому советскому обывателю, что делают наши мальчишки под огнем фанатичных варваров. Да-да, но именно так нам рисовали и рисовались афганцы, дикие, живущие почти что не по людским законам чуть не в горах необразованные люди. Знаю, зря я лезу в эту тему, во-первых, потому что политика меня очень расстраивает и я стараюсь себя от нее насколько это возможно ограждать ради комфортного существования, а во-вторых потому, что все же мое восприятие того времени - это сохранившиеся в памяти воспоминания, да и те, в большинстве своем предсказуемые реакции окружавших меня взрослых, которым эти идеи бессовестно внушали сверху. Сказать, что для Киргизии это был очень болезненный вопрос - и да, и нет, потому как с одной стороны мы очень близки территориально с Афганистаном, а с другой - граничили с ним другие три советские республики - узбекская, таджикская и туркменская. Но вот так совершенно случайно совпало, что во-первых уже здесь я встретила двух этнических афганцев в среде академической, дивной культуры и ума людей, общение с которыми пролило немного света на их виденье той ситуации, истории своей страны и народа, а во-вторых - я как раз только недавно прочла книгу американского писателя афганского происхождения Халеда Хоссейни, живописующего в ней переломный момент афганской истории глазами переживающего его ребенка, получившего в русскоязычном издании название «Бегущий за ветром»:
Нет, я понимаю, что данная книга - это художественное произведение и даже не собираюсь обсуждать ее достоинства и недостатки. Я хочу сказать, что по крайней мере это, пусть и заведомо пристрастная, но другая точка зрения на события, которые мы привыкли воспринимать исключительно в том свете, которые они получили благодаря в общем-то манипуляции власть-предержащими сознаниями рядовых граждан Союза. Лишь в процессе чтения этой книги у меня появились вопросы, которые прежде и не возникали, ввиду заблаговременно расставленных акцентов. Нет, оно конечно понятно, что СССР оказывал помощь юному коммунистическому режимы, высвободившемуся из оков монархии и какой-то там тоже совсем видимо неприемлемой в глазах КПСС республики. Но ведь и появилась это самое прокоммунистическое государство на наших рубежах конечно не случайно, мы ведь должны это понимать. И знаете, что самое страшное? Сегодня у меня создается впечатление, что мы сами тем самым открыли ящик Пандоры, ослабив достаточно долго и эффективно просуществовавший монархический строй, обеспечивающий мир и порядок и даже, да-да, относительное благосостояние и грамотность собственного населения, цвет которого значимо полинял под воздействием миграционных потоков и кровавых репрессий, сопутствовавших двум революциям. Возможно, именно существовавшее прежде правление шаха столь обычное и традиционное для региона, с его своеобразной классовой структурой и традициями, с одной стороны, вполне светские и способствовавшие благосостоянию населения (прежде всего, конечно, его высшего слоя, но и всей страны в целом), а с другой - создающими некоторые ограничения свобод, препятствовали возникновению религиозного экстремизма… Обычно вспоминая афганскую войну, мы помним лишь о вернувшихся домой ребятах со сломленной психикой и не вернувшихся вовсе. Мы почему-то забываем о том, что это мы в общем-то были интервентами. Нам порой кажутся неадекватными высказывания американских солдат, гордящихся тем, что они, воюя в Ираке\Афганистане\нужное подчеркнуть, защищают родину. При этом мы предусмотрительно забываем об этом факте, чтоб не брать на себя моральную ответственность за то зло, что сами причинили людям, пытающимся жить в своей стране по своим законам и правилам. Воистину, история учит, что ничему она не учит, действия Северного альянса и операция «Несокрушимая свобода» это уже показали. Страна, якобы став в очередной раз Республикой, так и не обрела мира. Может этого уже все-таки достаточно для понимания, что его и невозможно обрести извне? Сколько еще точек напряжения (а значит, и проливающихся крови и слез) обретет карта мира ввиду действий, направляемых «благими намереньями» братьев наших “больших”?..
Еще я открыла для себя другую в общем-то донельзя очевидную и потому такую страшную истину - на самом деле афганская культура ничем не хуже любой другой центральноазиатской, наши традиции и образ жизни очень схожи, даже язык - многие оставленные автором в тексте транслитерированные на латиницу выражения были мне понятны, как и названия национальных блюд. Увы, наверное это самый простой способ разглядеть в ближнем человека - найти сходство с собой, иначе пусть и косвенным образом, но нашедшие в твоем сознании отпечатки предрассудков будут играть с тобой дурные шутки, искажая линзу, через которую мы видим мир. А ведь это так важно, чтобы самим оставаться именно людьми - желание рассмотреть другого, отличного от тебя человека поближе, узнать его, не пугаясь отличий, а постараться увидеть то хорошее, что есть в его культуре, что делает его пусть и другим, но не менее достойным представителем рода человеческого!..