Самая высокая очередь

May 30, 2019 17:05


66 лет назад, 29 мая 1953 года, шерп Тенцинг Норгей и новозеландец Эдмунд Хиллари стали первыми (по официальной версии) людьми, которым удалось ступить на высочайшую точку планеты - вершину горы Эверест (8848 м).

Об уникальности этого события для эпохи 1950-х говорит хотя бы тот факт, что до первого официально признанного совершенного восхождения в Гималаях работало около 50 экспедиций, но ни одна из попыток покорить вершину - «восьмитысячник» не увенчалась успехом.



Фото: Нирмал Пурья.

Совершенствование альпинистского снаряжения и развитие туристического бизнеса со временем сделали восхождения более доступными. В 1983 году вершины достигли 8 человек, в 1990 году - около 40, а в 2012 году известен случай, когда только за один день на Эверест поднялось 234 человека. Сегодня, по состоянию на конец 2017 года, на Эверест совершено уже 8306 восхождений, при этом впервые побывали на вершине 4833 человека (остальные восхождения повторные). По словам возвратившихся со склонов высочайшей вершины, базовый лагерь уже давно в благоприятные сезоны напоминает собой кемпинг, по которому слоняются толпы людей, а в окрестностях образовалась огромная мусорная свалка.

«От людей деваться было некуда, - рассказывает 31-летняя альпинистка Аиша Джесса из Лондона, побывавшая в базовом лагере на Эвересте, - все полностью поставлено на коммерческую основу, все рассчитано на западного туриста».

«Это не соприкосновение с природой, это больше похоже на поход в «Макдональдс», - жалуется опытный альпинист Грэм Хойланд, автор книги «Последние часы на Эвересте», посвященной трагической попытке Джорджа Мэллори и Эндрю Ирвина достичь вершины мира в 1924 году.

Но это еще не самое печальное. Дело в том, что погода в горах, а на Эвересте в особенности, очень трудно поддается прогнозированию. В ожидании благоприятных условий сотни восходителей собираются в базовом лагере. Ждать можно несколько дней, а то и недель. А потом, при наступлении подходящего дня, вся эта скопившаяся масса единой толпой устремляется к вершине. Спешат все - ведь одно только право на восхождение стоит около 10 тысяч долларов, а в целом поход на Эверест обходится в сумму от 100 до 130 тысяч.

В итоге возникает ситуация, когда уже на подходе к вершине, то есть на одном из самых критических и сложных участков маршрута, где разряженность воздуха максимальная, а для движениия доступна лишь узкая тропа, скапливаются очереди из восходителей. Которые ожидают возможности ступить на вершину по 2 - 2,5 и более часа. Ожидают уже в «зоне смерти» - то есть там, где человек, как биологическое существо, без кислородного прибора может жить лишь ограниченное время. Во время ожидания кислород в баллонах расходуется, можно сказать, впустую - ведь человек лишь стоит на месте, и не приближается к цели. Да и погода может не дожидаться окончания очереди и испортиться в самый неподходящий момент.

Очередной кризис случился неделю назад. 22 мая на подходе к вершине скопилась очередь из трех сотен человек. Выстоять ее было суждено далеко не всем.

54-летняя гражданка Индии Анджали Кулькарни вместе с мужем стояли на подъем. В Мумбаи у пары было свое рекламное агенство. Они оставили его ради покорения вершины. Их мечта осуществилась: они поднялись, посмотрели на неописуемую красоту и счастливые стали спускаться. На пути вниз, на высоте более восьми тысяч метров над уровнем моря, женщине стало плохо. Это случилось в месте, которое называют «зоной смерти».

Спускаясь, умер и 27-летний Нихал Багван из Индии. В огромной очереди парень почувствовал недомогание. На носилках его доставили в лагерь, где он и скончался.
Третьим погибшим 22 мая стал американец Дональд Кэш. Он потерял сознание почти сразу, как только достиг вершины. 55-летний мужчина упал намертво, а люди просто перешагивали через его мертвое тело, не осознавая (или не желая осознавать), что произошло.

Предполагается, что трагедия случилась из-за горной болезни. Кэш был романтиком. Он оставил офисную работу в штате Юта и мечтал покорить горы на всех континентах. Покорить - покорил, но поплатился за это жизнью.

Источник.

Они были не единственными. Информационные агентства сообщили, что за несколько последних дней на Эвересте погибли более 10 человек. Не в лавине, не в камнепаде, не в пропасти, не по причине опасностей, которые в горах неизбежны - погибли, перестояв в пробке! Не из-за природных сил и даже не из-за своих ошибок - только из-за того, что желающих подняться оказалось слишком много, и Гора не сумела «переварить» такой поток!

О сложившейся ситуации написал в своем Instagramm британский альпинист британский альпинист Робин Хейнс Фишер. 19 мая он рассказал, что восхождения ожидают свыше 700 человек, что он ощущает опасность этой ситуации и что намерен подниматься позже, 25 мая, когда поток желающих хоть немного схлынет. Это его не спасло - 25 мая, сразу после восхождения, Фишер погибает.

Сообщается, что генеральный директор Департамента туризма Непала Дандурах Чимире якобы поспешил опровергнуть сообщения о гибели людей из-за «пробки». И подчеркнул, что причиной смерти стала «высотная болезнь у большинства погибших». Логика тут прослеживается с очень большим трудом, поскольку высотная болезнь прогрессирует пропорционально времени нахождения человека в разряженном воздухе. Потому вынужденная остановка, конечно, не могла ей не поспособствовать.

Конечно, пишу я это вовсе не для того, чтобы по-обывательски ахнуть и покрутить пальцем у виска в адрес тех, кто не умеет довольствоваться офисом и пляжами. Но, читая подобное, неизбежно задумываешься о вещах, весьма отдаленно связанных с горами.

Ведь эти люди, значительное число из них, стремятся на Эверест и платят по сто тысяч баксов вовсе не для того, чтобы сделать эффектное селфи. Вернее, эффектное селфи является лишь внешним проявлением. А глубинные причины совсем другие. Для кого-то - необходимость самоутвердиться. Для кого-то - уйти от рутины. Для кого-то - впустить в затхлую жизнь хоть немного свежего ветра. Для кого-то… Впрочем, причин может быть много, но проистекают все они из одного корня. Современное капиталистическое общество, поставив в ранг высшей общественной ценности деловой успех и вовлекая человека в непрекращающуюся гонку за достижением этого успеха, незаметно лишает человека самоидентификации в мире, блокирует возможность реализации своих пока еще живых внутренних сил, а то и уничтожает сам смысл жизни. Причем очень долгое время человек может этого и не замечать - правда открывается перед ним уже тогда, когда значительная часть жизни положена именно на алтарь достижения «успеха».

И вот тогда преуспевающие предприниматели готовы платить огромные суммы ради возможности увидеть другую жизнь. В которой они надеются приостановить изматывающий бег  по кругу за ускользающей целью и отрыв от толпы готовых заживо сожрать конкурентов. В которой они надеются хоть на несколько недель, но увидеть что-то настоящее, цепляющее, возбуждающее. Дающее шанс ощутить себя свободным человеком в свободном мире, а не тараканом на беговом столе.

Но в созданном - в том числе, и их усилиями - комерциализированном конкурентном мире уже не остается мест, свободных от коммерции и конкуренции. И вместо того, чтобы наслаждаться небом, вершинами и ледниками, чтобы совершенствоваться в восхождении морально и физически, им снова приходится думать о том, как не упустить возможности обойти конкурента на тропе, выйти раньше него, занять более благоприятное место в очереди. И снова обеспечить свой успех.

Потому что в случае неуспеха в лучшем случае ты потеряешь сто с лишним тысяч вожделенных баксов, так и не побывав на вершине. В худшем - уже по твоим горным ботинкам, торчащим из-под спрессованного до каменной плотности снега, будут ориентироваться другие. Которые перешагнут через тебя, посчитают неудачником, подумают - «ну, буду надеяться, что я окажусь более успешным» - и пойдут дальше.

И от этого уже не убежишь - ни в Горы, ни в Космос, ни в Океан. Остается только одно - менять реальный мир. Пока он еще хоть как-то, но жив.

А чтобы не пропустить интересный пост - подписывайтесь на мой ЖЖ!

Социум, Горы

Previous post Next post
Up