Если вы когда-нибудь попадете на судно, то первое мероприятие, в котором вам предстоит принять участие - это инструктаж по пользованию индивидуальными спасательными средствами.
Основным таким средством является спасательный жилет. На «Крузенштерне» они сложены в каждом кубрике - при этом вам будет настоятельно рекомендовано сразу найти, где именно лежит жилет с номером, соответствующим номеру вашей койки, на которой вы живете.
В изголовье вашей койки также висит лист с указанием действий при сигналах тревоги. Его необходимо, как минимум, прочитать и понять.
Собственно, основное, что нужно помнить человеку, не входящему в команду, - это какому спасательному плоту нужно идти и где он расположен. Нумерация плотов проводится в направлении от носа к корме, при этом плоты, размещенные по правому борту, получают нечетные номера, по левому - четные.
При грамотно поставленной службе (а на судах с неграмотно поставленной лучше не появляться) вам при первой же возможности проведут учение по надеванию спасательных средств. То есть чтобы вы, грубо говоря, представляли, как за спасжилет браться, и какую пряжку куда тянуть, чтобы его надежно закрепить. Кстати, в более древние временя часто применялись не жилеты, а нагрудники. Возможно, кто-то счел, что с более простой системой неподготовленному человеку и справиться будет проще. Но опыт нескольких катастроф показал, что не все так просто -пассажиры часто в реальных ситуациях затягивали их не на груди, а на талии. Не нужно быть великим физиком для того, чтобы понять, что происходило с таким бедолагой, когда он оказывался в воде. А потом спасателям уже приходилось только поднимать из нее трупы, которые плавали вверх ногами.
Жилеты, как правило, пробковые - такая система хоть и менее удобная при ношении, чем жилет, надуваемый из баллончика со сжатым газом, зато проще и надежнее. Хотя существует легенда, что моряки полярных конвоев как раз пробковые жилеты не любили, но тому была другая причина - с жесткими брусками, которые упираются под мышки, очень неудобно стоять у пулемета и вести огонь. Но это уже весьма специфические особенности.
Помню, что после катастрофы «Булгарии» тема учений по пользованию спассредствами на пассажирских лайнерах поднималась в прессе. Журналисты обратили внимание на то, что если на заграничных судах такие учения проводятся стабильно, более того - иностранные пассажиры с интересом принимают в них участие, то нашего заставить потратить пятнадцать минут на то, чтобы разобраться, как надевается жилет, где находится шлюпка/плот и как к нее/нему дойти из своей каюты, как правило, проблематично. И заметили, что в нашем менталитете прочно укрепились две догмы. Первая - «я не параноик, чтобы бояться того, что со мною что-то случится». И вторая - «если что-то реально случится, то все равно меня ничего уже не спасет».
К сожалению, такая психология влияет не только на спасение в критических ситуациях, но и на само устройство общества. Ведь человек, который уверен в том, что «его все равно ничего не спасет», никогда не будет отстаивать свои права и интересы, бороться за изменение реальности. Еще не понимая, что судьба его в этом случае будет очень похожа на судьбу того незадачливого пассажира, который посчитал, что ему не обязательно уметь пользоваться спасательным средством.
Но это уже совсем другая тема...