День Победы - послесловие

May 12, 2019 17:38

Ну вот и завершились торжества, посвященные очередной годовщине Победы. Потому самое время тем, для кого смысл этого дня все же отличается от дополнительно выходного, подумать о будущем праздника.

Прежде всего, следует вспомнить уже забытое. А именно то, что изначально по сути своей этот день был не абстрактной «общенародной датой», а именно праздником Победителей.

Автор этих строк уже в сознательном возрасте застал сорокалетие Победы и помнит улицы города в тот день. Помнит, как и в Парке Горького, и у Большого Театра возле скамеек собирались группы ветеранов, которым тогда было лишь немногим более 60 лет, и ветеранов этих было много. Сегодня уже трудно представить - но их было так много, что однополчане приходили на места встреч со знаменами и штандартами своих подразделений, которые служили своеобразными «маяками» в народной массе. Причем это были еще в большинстве своем очень выразительные и энергичные, не смотря на пожилой возраст, люди. И именно они и были настоящими героями дня - а вовсе не телезвезды и политики, произносящие речи по «по поводу».







Фото - veidel

Сути соответствовала и форма. Упомянутые встречи на улицах, в дружеских и семейных кругах носили преимущественно неформальный характер - с обниманиями и поцелуями при встрече, с разговорами, воспоминаниями, определенной долей выпивки, песнями. Власть же, не смотря на общегосударственный характер Праздника, похоже, вполне устраивал такой ход празднования. И официальные мероприятия, в основном, включали в себя украшение городов иллюминацией, поздравления от ЦК КПСС, ВС и СМ СССР, показ военных фильмов по телевизору, Минуту Молчания (в 18:50 по всем каналам) и, конечно, праздничный салют.



Однако время идет, и сегодня, увы, воевавших ветеранов насчитывается примерно 14500 на всю страну. Хотим мы того или не хотим, но и форма, и содержание праздника неизбежно будут, как минимум, трансформироваться. Возникает вопрос - а во что и как?

Автор опять же хорошо помнит ту государственную растерянность, которая царила вокруг 9 мая в 1992-1994 годах. Власть тогда явно попала в «вилку». С одной стороны, общий курс на радикальное отрицание советских достижений требовал «разобраться» и с этой датой, точно так же, как с 1 мая и 7 ноября. С другой, власть явно понимала, что полностью отказаться от нее нельзя - еще хватало и совести не отнимать у ветеранов последнее, и прагматизма не разрушать последний хоть как-то объединяющий людей фактор. А об этом задумываться было необходимо, тем более, что, как показали события 1992-93 годов, далеко не все в обществе были готовы принять «идеалы демократии». И к 1995 году, когда 50-летие Победы отмечалось с размахом, небывалым не только для ельцинской, но и даже для позднесоветской эпохи, похоже, был-таки сделан выбор - праздник оставляем, отмечаем настолько широко, насколько хватит сил и желания, но постоянно напоминаем о репрессиях, «заградотрядах», «дебилах-командирах» и всех прочих прелестях, «вопреки» которым Победа и была одержана.



фото - periskop

В связи с этим сменились и акценты в формулировке сути. Во-первых, все чаще стал звучать термин «народ-победитель» - этим подчеркивалась и официальная позиция историографии той эпохи, согласно которой одержана Победа была именно «вопреки», и как бы расширялась референтная группа праздника, поскольку количество живых ветеранов было уже несравнимо меньше, чем в советские годы. Во-вторых - привычный термин «день Победы советского народа над гитлеровской Германией и ее союзниками» или «над немецко-фашистскими захватчиками» постепенно уступил место термину «победа над нацизмом». Здесь, думается, сыграла роль прозападная ориентация российской власти и ее стремление не только максимально возможно приблизиться к европейским понятиям, но и желание «не теребить старые раны» (сегодня уже становится понятно, что самым мягким последствием такой политики стали дети с мировоззрением приснопамятного мальчика Коли, но сейчас разговор все же не об этом).



Фото - Twitter КПРФ. Правда, этого года.

Форма праздника тоже начала меняться. С одной стороны - неизменной ее частью стали демонстрации КПРФ и национально-патриотических сил, на которых отмечание даты Победы неизменно и неизбежно совмещалось с противопоставлением «той» и «этой» страны, «той» и «этой» власти. С другой, власть организовывала и свои мероприятия. Но в городах они сводились, в основном, к установке различных эстрадных площадок, концертная программа на которых не только редко когда выделялась хоть чем-то художественным, но и зачастую вообще не имела отношения к Празднику, во всяком случае, так было примерно до середины 1990-х. С третьей, - не смотря на существенно поредевшие ветеранские ряды, продолжалась советская традиция неформальных встреч на улицах. И в этих встречах начали участвовать, помимо ветеранов, и молодежные организации, в первую очередь - вышедшее на широкий официальный уровень Поисковое движение.

Сегодня в условиях разворачивающегося нового противостояния празднование Дня Победы стоит на пороге новых трансформаций. Нынешней российской власти оно нужно уже не просто, как вынужденная уступка, а именно как мощный общенациональный объединяющий фактор. Который, с одной стороны, воодушевлял бы людей воспоминаниями и гордостью за своих предков, а с другой - способствовал бы проецированию этой гордости и на саму власть. То есть сегодня в интересах власти окончательно трансформировать суть Дня Победы из «праздника Победителей» в общенациональный праздник, подобный американскому «Дню Независимости». Тем более, что ни одной другой, альтернативной даты, на эту роль просто не существует - все события из истории Российской Империи уже находятся далеко в прошлом и не смогут вызвать требуемого духовного подъема, а даты из новейшей истории РФ после 1991 года смешно даже и вспоминать в этой связи.

И, должен сказать, что этот вариант не только не самый плохой - к сожалению, единственной РЕАЛЬНОЙ альтернативой ему сегодня является только окончательная утрата любого смысла в случае превращения его в какую-нибудь «дату скорби», «день примирения» или «день тишины».
А вот с формой, к сожалению, проблемы не только остаются, но и продолжают возникать. И вопросы при этом по своему смыслу гораздо глубже, чем возникающий каждый год спор о драпировке Мавзолея по время парада на Красной площади.



Фото - militaryarms.ru

Как я уже писал, мощные парады (которые, кстати, в СССР в День Победы проходили только в 1965, 1985 и 1990 годах) сами по себе уже не будут нести в себе прежнего воодушевляющего потенциала, поскольку люди в современной России в массе своей воспринимают государство не как нечто свое, а как стороннюю силу, довлеющую над ними. В этом случае простая замена ТБ-3 на Ту-160, а Т-35 на «Армату» будет вызывать не больший интерес, чем смена экспозиции на выставке. Но если в эпоху ТБ-3 и Т-35 показываемая техника у огромного числа людей вызывала неподдельный и искренний интерес, привлекая в Армию, промышленность, вызывая желание овладевать техническими специальностями, влиться в общее дело и принести пользу своей стране, то сегодня люди рвутся посмотреть на нее с преимущественно карнавальными настроениями.



Фото - kremlin.ru

Очень хорошим новым начинанием стал «Бессмертный полк», который изначально должен был стать именно народным шествием, парадом уже ушедших героев, не только символом, но и реальным связующим звеном поколений. Однако, как показывают последние события, попытки организаторов соблюсти идеологическую «девственность», запретить знамена Победы, флаги СССР и портреты полководцев вызывают, как минимум, непонимание и даже сопротивление, по крайней мере, у части населения. Кроме того - для превращения даты в реальный общенациональный праздник явно недостаточно упора исключительно на личную память о родственниках без связи с тем, за какие ценности и за какую страну они сражались.

Действия же коммерсантов и производителей разнообразной праздничной атрибутики уже не могут не вызывать не только сарказма, но и откровенного отвращения. Потому что все эти наклейки на автомобили, расцвеченные в цвета Гвардейских лент предметы быта, куклы ветеранов, мангалы в форме танка и прочие проявления креативности не только не способствуют осознанию Праздника, но, напротив, во многом просто опошляют его.

Наконец - о самом печальном и, к сожалению, неизбежном. Ветеранов с каждым годом становится все меньше и меньше. Не побоюсь уже этого слова - их просто исчезающее мало. То есть и та самая неформальная, народная сторона празднования неизбежно либо исчезнет, либо как-то изменится в своей форме.

Но для того, чтобы состоялось второе, а не первое, необходимо, чтобы в этом самом народе возникли те слои, группы, которые взялись бы не просто за сохранение традиции именно народного праздника, но и за ее развитие. И только в этом случае мы сможем говорить о сохранении адекватной формы Праздника, а по большому счету - и его содержания, как дня Победы СССР/России не просто в очередной межгосударственной разборке, а именно в войне за свое существование.

И пока что для этого есть неплохие шансы. Собственно, именно народное «движение снизу» в значительной степени послужило тем фактором, который не позволил в 1990-е «опопсовить» Праздник подобно тому, как это было сделано с Первомаем. И поддержание  «народного духа» тоже может идти только от самих людей - никакие официальные потуги эту задачу решить не смогут.









Память, Социум

Previous post Next post
Up