Самолет Можайского в Центральном музее ВМФ

Mar 27, 2020 14:28





Во втором зале, среди последних клиперов и первых броненосцев, нашла свое место и эта модель.

Третий проект летательного аппарата тяжелее воздуха для полёта человека, имеющий в составе конструкции все основные конструктивные элементы современных аэропланов, второй - построенный в натуральную величину и вышедший на испытания, и первый - в России.





В пояснительной записке неточность. До него эти элементы уже присутствовали в проектах Хэнсона и дю Тампля.



Модель изготовлена в соответствии с каноническим обликом, восстановленным В.Б. Шавровым. В патенте на изобретение компоновка аппарата немного другая - два боковых пропеллера должны были устанавливаться на задней кромке крыла.



Облик кабины пилота проработан весьма тщательно. Обращают на себя внимание два штурвала - один для управления по курсу, другой для управления по тангажу (рулем высоты). Органов управления по крену, как считают историки, на аппарате Можайского не было.

Оценка значимости проекта Можайского разными историками заметно коррелировала с отношениями между Россией и Западом. Особую роль в этом играло и то обстоятельство, что письменных документов, в которых содержался бы конкретный отчет об испытаниях и описывался хотя бы какой-нибудь их результат, либо не сохранилось, либо вообще не было. На рубеже XIX - XX веков появились воспоминания, в которых говорилось об аварии при попытке взлёта. Военная энциклопедия в 1914 году уже писала об «успешном отрыве аппарата от земли». Ну, а на рубеже 1940-50 годов проекту Можайского в СССР отдавали уже едва ли не мировое лидерство. Причем западные историки и той эпохи, и даже в более поздние 1970-е, в принципе, не очень сильно эту версию и оспаривали - в западной историографии самолет Можайского считали вторым (после аэроплана дю Тампля), которому удалось оторваться от земли с человеком на борту.

В 90-е некоторые российские исследователи отрицали сам факт даже «подлета» - впрочем, они же отрицали и возможность полета дю Тампля, и даже более позднего полета Адэра.  На Западе тут же заговорили о том, что вне зависимости от фактических результатов работы Можайского не оказали никакого влияния на развитие авиации, поскольку-де «осуществлялись закрыто и были известны лишь в России».

Единственным более-менее объективным свидетельством сегодня можно считать исследования, проведенные в ЦАГИ к сотой годовщине испытаний аппарата Можайского, на рубеже 1970-80 годов. Продувки в аэродинамических трубах и расчеты современными методами показали - полета в классическом понимании этого термина, конечно, быть не могло. Но кратковременный отрыв от земли с последующим кратковременным прямолинейным полетом были вполне возможны.

Такой результат испытаний, конечно, не имел большого утилитарно-практического значения. И в то же время играл немалую роль, давая понять, что, стремясь оторваться от Земли, человек в целом находится на принципиально верном пути.



На этих фотографиях особенно хорошо заметно внешнее сходство аппарата с морским судном...



Однако эпоха воздушных судов наступит еще только через четверть века.

Небо

Previous post Next post
Up