Несколько дней назад в сети появилась информация о том, что Федор Бондарчук собирается снять ремейк «Гостьи из будущего».
Сеть откликнулась общим и справедливым недовольством. Что неудивительно - за минувшие 30 лет все уже могли убедиться, что российский кинематограф, мягко говоря, находится далеко не на Олимпе. Отдельные действительно яркие картины типа «Территории» ситуацию не меняют, и общие тенденции остаются неизменными - необоснованный натурализм, культ спецэффектов при отсутствии сколь-нибудь внятной сюжетной линии, несметное количество «ляпов», полный упадок актерской школы, идеологическая антисоветская ангажированность. Огромные появившиеся технические возможности так и не позволили снять хотя бы одну картины, которая стала бы по-настоящему культовой, более того - среди моря боевиков и детективов не осталось места для спокойных, теплых фильмов. В итоге в течении года зрителей просто закармливают сериалами со стрельбой и «зонами», но каждый раз Новогодний праздник приходится встречать с «Иронией судьбы», «Чародеями» и комедиями Гайдая. Ну, и особо добрые чувства оставила, конечно, идиотская затея с «колоризацией» черно-белых советских фильмов.
В этой связи неудивительно, что люди встретили идею пересъёмки легендарного фильма Буличева и Арсенова, как говорится, «в штыки».
Тем не менее, полностью разделяя негативные отзывы о современном российском кино в целом, я позволю себе не согласиться с этим мнением.
Потому что книгу я прочитал задолго до премьерного показа. А авиацией, космонавтикой и фантастикой увлекался лет так с 8. Потому до сих пор помню разочарование, когда в булычевском Космозоо не увидел ни одного динозавра, а лишь говорящего козла Наполеона. Когда автобус-телепорт оказался банальной фанерной ширмой, какую и я мог изготовить для школьного спектакля. Когда - о, ужас! - так и не дождался кадров со взлетными площадками космодрома и стоящими на них кораблями. Когда флипер, пролетая над Красной площадью, отчетливо сверкал тросом подвески. Когда Невинный, удирая от собаки, взобрался на стену. И таких моментов было очень много.
Потому - я был бы только рад, если бы этот фильм удалось качественно переснять на основе современных технологий.
Но почему-то я не рад. И, прежде всего, потому, что технологии - это не некая самоценность, а лишь инструмент в руках людей, которые создают фильм. И если эти люди уже чего-то не чувствуют, не понимают, не умеют и, тем более, не хотят - то никакие технологии им уже не помогут.
И вопрос даже не в том, что я готов поспорить на любую сумму, что из новой версии фильма уберут легендарный кадр с красным флагом над Кремлем в 2084 году. Вопрос в том, что Булычев свою книгу писал в реалиях советской страны, в контексте ее культурных и морально-нравственных традиций. Которые оказывали влияние, конечно, и на сценарий, и на режиссуру, на то, как видели актеры образ своего персонажа. В итоге без мощных спецэффектов удалось создать фильм, который с неподражаемой теплотой вспоминается зрителями и до сих пор.
Сегодня, после 35 лет разрушения этих самых ценностей и традиций создать что-то похожее будет просто невозможно. В самом лучшем случае получится хороший приключенческо-фантастический фильм. Но даже в этом случае сам его сюжет уже неизменно будет вызывать ассоциации с советским вариантом, и, как следствие, серьезный когнитивный диссонанс.
В общем - возвращайтесь, товарищи, к чтению первоисточников! Благо, что за переписывание книг пока еще наши «культурные деятели» не взялись.
P.S. Изображение взято
отсюда.