Поэты Серебряного Века...

Nov 13, 2013 13:06

...когда говорят про "достижения советской власти", у меня стабильно перед глазами список. Список поэтов Серебрянного Века, случившегося при "проклятом царизме" в "тёмной, отсталой, лапотной и дремучей России", кою вывели на дорогу к светлому будущему большевики. К пресловутому "Бомбокосмосу", оправдывающему, по логике леваков, все лишения, жертвы ( Read more... )

Leave a comment

uldorthecursed November 13 2013, 20:55:20 UTC
> Не понимают люди, что и Бомба, и Космос, и Оружие Победы -- они оттуда, из старой русской школы.

Это, мягко говоря, не так.

Для примера: из советских авиаконструкторов 30-х и 40-х годов как минимум половина при царе-батюшке не имела реального шанса получить высшее образование по своему социально-имущественному цензу. По другим высокотехнологичным отраслям тех лет картина примерно такая же.

Для того, чтобы поступить в университет в России, Которую мы потеряли, надо было окончить гимназию; для поступления в прочие вузы достаточно было реального училища, но гимназия, и РУ -- были не просто платными, но еще и с жестким цензом на прием "кухаркиных детей". Особенно это касалось гимназий -- основная их роль вообще была именно в создании цензового фильтра, поскольку реальный уровень образования в реальных училища был ничуть не ниже.

Для примера можно сравнить данные по выпуску авиамотров (одна из самых высокотехнологичных отраслей) в России с Германией, Англией, Францией и США в Первую и во Вторую мировую войну. В Первую отставание от других стран росло, во Вторую -- сокращалось.

Да что там авиамоторы -- вот сейчас читаю "Железнодорожный транспорт в эпоху войн и революций" Сенина -- там сплошь документы с жалобами на то, что оборот и ремонт подвижного состава невозможно увеличить дальше из-за нехватки квалифицированного персонала. Людей-то полно -- но тех, кто имеет достаточное образование, остро не хватает... Вот в Великую Отечественную с таким персоналом дело оказалось сильно лучше (хотя и не идеально)...

Вообще доступ всех слоев населения к современному образованию и к "городской жизни" -- это и есть модернизация общества. А за модернизацию приходится платить, за догоняющую -- платить в разы больше.

Reply

captain_urthang November 13 2013, 21:07:07 UTC
Ульдор, мой дед, Александр Емельянович Алексеев, членкорр АН СССР и протчая и протчая и протчая -- сын простого крестьянина деревни Сороки Тверской губернии, получивший образование (Политехнический институт) при "проклятом царе".

Поэтому не надо делать вид, что это "только большевики" "открыли социальные лифты". Они открывались по мере модернизации русской жизни, как они открывались -- безо всяких большевиков -- по всему миру. Где обошлись без "руководящей и направляющей". Где без нее провели индустриалиции и электрификации, победили неграмотность, обеспечили здравоохранение и бесплатное школьное образование, а высшее сделали доступным через систему займов, грантов и стипендий.

Reply

uldorthecursed November 13 2013, 21:22:55 UTC
> сын простого крестьянина деревни Сороки Тверской губернии, получивший образование (Политехнический институт) при "проклятом царе".

Сорри, но если верить википедии, Александр Емельянович Алексеев, "Начал трудовую деятельность в Ленинграде на заводе «Электрик», одновременно поступил на учебу в Электротехнический институт им. Ульянова-Ленина (ЛЭТИ - ныне Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет). " А БСЭ уточняет, что окончил институт он в 1925-м.

Так что этот пример лишь подтверждает мой тезис -- в вуз он сумел поступить только в 30 лет, при клятой советской власти. Ну да, были в вузах выходцы из крестьян и до революции -- но в ОЧЕНЬ малом проценте. Процент выходцев рабочих, кстати, был едва ли не ниже, ибо по цензовому статусу рабочий стоял еще ниже крестьянина.

> Они открывались по мере модернизации русской жизни, как они открывались -- безо всяких большевиков -- по всему миру.

Только вот "по всему миру" (если считать "всем миром" Европу и Северную Америку) они начали открываться заметно раньше -- отсюда и тот самый разрыв в технологии.

А вот странам, где лифты начали открываться позднее, пришлось проходить через катаклизмы. Как тому же Китаю, да и Японии...

Reply

captain_urthang November 13 2013, 22:17:30 UTC
Никаких "сорри".

Образование он получил именно что "при царе". Сперва Городское начальное училище, (с бесплатной народной библиотекой при нём). Далее Ремесленное училище Императорского русского технического общества. Пятилетний курс, включая алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и химию, черчение, рисование. Это не называлось "гимназией", но знаний, мягко говоря, давалось ничуть не меньше. А уже в 17 лет работает чертёжником на "Дюфлон, Константинович и Ко", где трудится в отделе орудийно-башенных установок для первых русских линкоров. И в 1911 году он, 20-ти летний парень, становится ведущим конструктором, с двумя чертёжниками в подчинении. И "полностью отвечает за разработку электропривода для 12-дюймовых башен линкоров типа "Петропавловск"..

В 20 лет человек уже на высокой должности. В 1914-ом (всё при "проклятом николашке") окончил Вечерние политехнические курсы. В 23 года - помощник (те "зам" по нашей терминологии) начальника военно-башенного отдела. Экстерном сдает экзамены за курс реального училища (а знания-то все оттуда, из общедоступных учебных заведений!) В 1916-ом поступает на электромеханическое отделение Политехнического института.

Никаких "поступлений только при советской власти". А что формальный диплом он получил только в 1925-ом - надо благодарить софью власьевну.

Reply

uldorthecursed November 13 2013, 22:45:19 UTC
> Ремесленное училище Императорского русского технического общества. Пятилетний курс, включая алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и химию, черчение, рисование. Это не называлось "гимназией", но знаний, мягко говоря, давалось ничуть не меньше.

Это курс средней школы. Да, может быть ХОРОШЕЙ средней школы. Но много ли таких училищ (аж с собственным наименованием!) было по империи?

> В 1916-ом поступает на электромеханическое отделение Политехнического института.

Все-таки "поступает", а не "окончил".
И сути это не меняет: сначала талантливый человек из деревни сделал карьеру -- во время войны и в той области, где квалифицированных специалистов остро не хватало! Параллельно продолжал добирать образование, и лишь затем смог поступить в вуз.

Вот это и есть цензовый фильтр во всей его красе. Да, лучшие и наиболее упорные имели шанс через него пробиться, фильтр под это тоже был заточен. Но для технологического скачка нужны не единичные пробившиеся таланты, а МАССА специалистов, пусть даже не запредельно высокого уровня. Индустрия -- это массовое производство, а не ручная штучная сборка.

Выше у меня очень в тему получилось упоминание о нехватке квалифицированных кадров на ж\д, из-за чего сначала объема перевозок остановился в росте, а на рубеже 1916\1917 годов посыпался -- квалифицированные специалисты оказались отвлечены в другие области (в промышленность, где платили больше), а новых брать оказалось неоткуда -- пул людей с достаточным образованием был катастрофически мал. И опять сравниваем с Великой Отечественной...

Reply

captain_urthang November 13 2013, 23:15:51 UTC
Так.
Во-первых, фиксируем, что в ВУЗ мой дед поступил именно при "проклятом царском режиме". Получив до этого все необходимые знания, несмотря ни на какие "законы о кухаркиных детях".
Во-вторых, ОКОНЧИТЬ ВУЗ в 1920 (а то и раньше, благодаря экстернату) моему деду помешали те самые большевички, устроившие в стране маааленькую заварушку. Все "темность, костность и отсталость с реакционностью" как-то не мешали деду учиться, очень быстро и ДО ВОЙНЫ занять достаточно высокую должность, учиться, пополнять знания, развиваться и при этом весьма неплохо зарабатывать.

Большевики не имеют к его карьере и его образованию никакого отношения. Более того,именно изза них он получил те самые формальные корочки только в 25-ом (потому что в 18-ом были голод и тиф, он еле выжил, да и потом было не до учёбы -- в отличие от мировой войны).

А училищ ИРТО по России тогда было больше 300-от, и в них обучалось больше 30 тыс. учеников.

Reply

kzobov November 14 2013, 06:30:16 UTC
> моему деду помешали те самые большевички, устроившие в стране маааленькую заварушку.

"Заварушкой" вы Февральскую революцию называете?
Её большевики устроили?

Reply

alaric_ November 14 2013, 09:51:52 UTC
>> А училищ ИРТО по России тогда было больше 300-от, и в них обучалось больше 30 тыс. учеников.

Вы считаете, это достаточно для страны с населением в 125 миллионов (на 1897-й год)? С совершенно гигантскими размерами, где без технического прогресса никак?

Да, уровень грамотности по той же переписи 1897-го года был 21% (29% для мужчин). В дореволюционном Новом Энциклопедическом словаре в словарной статье "Грамотность" есть сравнение уровня грамотности в различных странах того периода. Россия занимает там довольно безрадостную позицию, более чем вдвое проигрывая, например, Аргентине и Уругваю.

Честь и хвала тем, кто в таких условиях смог чего-то добиться. Но как быть с теми, кто не смог? Они все "сами виноваты"?

Reply

uldorthecursed November 14 2013, 10:27:47 UTC
> Да, уровень грамотности по той же переписи 1897-го года был 21% (29% для мужчин).

Строго говоря, после Русско-японской царское правительство приложило реально очень большие усилия для выправления положения, с 1908 года на народное образование начали отпускаться огромные средства.

Но интересно, что проведенная тогда же проверка показала: местные земские власти стремились расходовать отпущенные средства в первую очередь на гимназическое образование, и лишь в последнюю -- на народные школы. То есть населения доступ к образованию перекрывали уже не верхи, не деятели "старого режима", а будущие февралисты... И цензовых ограничений на поступление в вузы это не отменяло..

Reply


Leave a comment

Up