Nov 29, 2010 19:23
Многие простые, но не совсем очевидные вещи приходится часто повторять. Так что, пожалуй, проще написать тут, более-менее подробно и по-порядку. Ну, для начала, начнем с начала.
Закон. Закон - это компромисс. Баланс между желаниями людей и их возможностей их реализовывать - благодаря или вопреки воле других людей. Когда баланс изменятеся, меняется и закон.
Это все более-менее очевидно. Но есть еще вот такие вещи, о которой часто забывают.
Закон бывает не только юридический. Есть еще, например, закон моральный и закон божий. Т.е. то, что нам диктует не право, а общественная или религиозная мораль. И вот тонкий момент, что это все есть почти одно и то же. Это просто разные методы общества заставить индивидуума следовать установившимся в этом обществе правилам.
Если взять любое общество в любой момент времени, то можно заметить, что эти три "ветви" закона требуют от человека почти одного и того же (хотя расхождения, конечно, есть). Но они немного по разному работают, заполняя "слепые места" друг друга. Скажем, если преступник каким-то образом избегает наказания по закону, то его могут "настичь" угрызения совести, порицание окружающих, или гипотетические посмертные муки. И наоборот, если человек игнорирует моральные и религиозные законы, его может остановить юридичексая система (и ее репрессионная составляющая).
Изменение коньюктуры ведет к изменению баланса сил и изменению законов. Что интересно, религиозный закон при этом тоже не остается статичным, изменяясь де факто, а часто и де-юре. Собственно, поэтому только христианских деноминаций набралось уже более двух десятков тысяч. А если сравнить изначально различные религии, то часто оказывается, что фактически они принимают очень близкие формы, даже если изначально имели совершенно различные философские принципы.
Многие критикуют религию за "мракобесие", за десятки миллионов жертв религиозных войн и репрессий. Все это было.
Но стоит помнить, что религия выполняла и выполняет свою роль, закрывая свою часть фронта охранения закона. Вполне возможно, что без религии человеческое общество вообще бы не возникло. И я почти уверен, что убийств и жестокости религии предотвратили гораздо больше, чем вызвали. Но - предотвращенное зло всегда труднее заметить и оценить, чем совершеннное.