Хроники битвы за Центральный Банк РФ: экскурс в нумизматику. Часть 3 (Начало).

Oct 17, 2012 13:53


Как Вы помните, в первой части  рассматривалась история российского двуглавого орла и некоторые странности монет Олимпийской серии, и даже было выдвинуто предположение о грядущих изменения в России, а во второй, в целях подтверждения выдвинутого предположения, описана судьба германского орла на немецких монетах. 
            Так вот эта история получила неожиданное продолжение, хотя речь пойдет по большей части не о монетах, а о банкнотах. Просматривая видео  со  второго Круглого стола в Госдуме "Конституция, как основа суверенитета" я обратил внимание на яркое и содержательное  выступление профессора МГУ Степана Сулакшина о необходимости замены Конституции РФ и принятия нового закона о ЦБ. Сулакшин анонсировал  проект новой Конституции, а также сказал, что  в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования  имеется и свой проект закона о ЦБ. В поисках указанных проектов, на сайте Центра наткнулся на любопытную статью «Ценности и денежные знаки»  - главу из книги «Высшие ценности Российского Государства».  
            Привожу эту статью целиком с моими комментариями и иллюстрациями.



[Читать далее]

Одним из традиционных ценностных обозначений в государстве являются денежные знаки. Ввиду всеобщности обращения денег они выступают эффективным носителем аксиологического кода государства в повседневном бытии. Издавна заведена традиция изображения на монетах, а затем и банкнотах герба соответствующего государства. Насколько функцию ценностного транслятора выполняют деньги Российской Федерации современного образца?

Для ответа на этот вопрос был проведен компаративистский анализ денежных знаков стран мира. В результате выявлено пять классифицируемых типов присутствующих на деньгах изображений. Это:

1) характерные представители флоры и фауны страны;

2) памятники истории и культуры;

3) карта государства;

4) исторические и политические персоналии;

5) аллегории, сцены исторически значимых событий.

Чаще всего все эти художественные образы представлены на денежных знаках одновременно. Можно распределить их по условным уровням потенциала идеолого-пропагандистских возможностей.

Характерные представители флоры и фауны страны

Изображение животных и растений - самый нижний из возможных уровней ценностного предъявления. Он по существу идеологически нейтрален. Своеобразие природы страны - единственная позиционируемая в этом случае информация. Какого-либо ценностного содержания и сведений о народе и государстве данный уровень не содержит. Пример такого рода денег - банкноты Республики Беларусь начала 1990-х гг. с изображением типичных зверей белорусских лесов. Будучи связаны с первым президентом государства С. Шушкевичем, они получили в народе наименование «шушки» (трансформация «зверушки»). При патологической боязни даже намека на государственную идеологию звери стали для неолиберальных властей демонстрацией неидеологичности.




Хотя, на мой взгляд, идеология здесь всё-таки присутствует. На изображениях все зверушки движутся по направлению к необычному символу. Сначала я подумал, что это разновидность то ли Мальтийского, то ли Тевтонского креста, но покопавшись в интернете нашел историю создания "зайчика" и происхождения данного  символа. Как оказалось этот символ был взят со  Слуцкого пояса. Слуцкий пояс - это  элемент богатого мужского костюма польской и литовской (белорусско-литовской)  шляхты. Данный пояс  считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца.  
           В центре реверса находится так называемая «Погоня», герб Великого княжества Литовского, частью которого когда-то была Беларусь (с середины XIII века по 1795 год). На эмблеме - вооруженный конный воин с мечом в правой руке, а в левой он держит щит, на котором изображен крест с двумя перекладинами, именуемый патриаршим. «Погоня» была национальным символом Беларуси в краткий период существования Народной Республики (1918-1919), а также использовалась белорусскими коллаборационистами во время Второй мировой войны. С приходом Лукашенко, по решению референдума, герб РБ  «Погоня» был заменена на государственный символ, похожий на герб Белорусской ССР, и больше на денежных знаках Республики Беларусь не изображался.




Памятники истории и культуры

Это один из наиболее распространенных типов банкнотных рисунков. Именно этот изобразительный формат был избран для денежных знаков Российской Федерации. В ценностном отношении данный тип изображений выступает как апелляция к сохраняемому историко-культурному наследию страны. Идеологическая компонента здесь, как правило, минимальна. Чаще всего изобразительный ряд подается как демонстрация туристических достопримечательностей. Впрочем, при соответствующей подборке памятные места могут быть поданы как образ важнейших исторических достижений страны, что соответственно повышает уровень ценностного предъявления.

Карта государства

Рисунки данного типа встречаются сравнительно нечасто. На банкноте Азербайджана государственные границы страны включают в себя наряду с собственно азербайджанскими территориями земли Нагорного Карабаха, утверждая тем самым соответствующие политические претензии. Помещение на денежных знаках картографического изображения страны транслирует идею территориальной целостности государства, его национального суверенитета.

Помнится в самом начале 2011 года между Россией и Эстонией разразился дипломатический скандал. Дело в том, что 1 января 2011 года в Эстонии на смену кроне пришла новая валюта - евро. По этому случаю на Монетном дворе Финляндии было отчеканено 194 млн эстонских евромонет различного досоинства.




Их аверс ни у кого не вызвал вопросов, но вот реверс стал причиной недоумения. В прессе 4 января 2011 года появились различные заявления, что изображенная на оборотной стороне монеты карта Эстонии не соответствует современным очертаниям и захватывает часть территории России. Эстонской стороне пришлось даже давать объяснения  по этому поводу  посольству России в Таллине.
          Эстония всегда была  не равнодушна к нашим землям. На старых кронах тоже изображались русские исторические памятники. Видать, своих им не хватает ...



5 эстонских крон с изображением  крепостей Нарвы и  Иван-города.

Исторические и политические персоналии

Исторический портрет - древнейший и наиболее распространенный сегодня тип изображений на денежных знаках. Появление его на деньгах соответствующей страны есть свидетельство достаточно высокого уровня национальной консолидированности. Портрет на денежном знаке являет героев нации, ее персонофицированное олицетворение. Для выдвижения такой фигуры или пантеона фигур необходим соответствующий уровень согласия в стране в определении национальных ценностей и приоритетов. Отсутствие персоналий на деньгах РФ свидетельствует об отсутствии в современной России безоговорочно признанных героев нации. Сколько, казалось бы, критики было в свое время адресовано в КНР к персоне Мао Цзэдуна. Однако это не стало помехой присутствию его портрета на современных банкнотах Китая. Мао Цзэдун для китайцев выступает олицетворением сделанного ими коммунистического выбора.

Аллегории и сцены исторически значимых событий

Наивысшим потенциалом в плане ценностно-значимых для государства образов обладает изображение на деньгах различного рода аллегорий и сцен исторических событий. Аллегорические рисунки как правило отражают образы утверждаемой в соответствующем обществе трудовой и воинской доблести. Исторические сцены на денежных знаках фиксируют точки отсчета государственного бытия, выбор модели развития. Чаще всего используются сюжеты национально-освободительных революций. На иранских деньгах изображены события исламской революции 1979 г., для стран Латинской Америки - борьба за независимость в XIX в.

Смена изобразительного ряда на денежных знаках российского государства отражает происходящие с ним исторические ценностные трансформации. В соответствии с этим современные деньги образца 1997 г. знаменуют точку снижения уровня их идеологической нагруженности.

Денежные знаки Российской империи относятся к четвертому аксиологическому типу. В результате денежной реформы 1898-1912 гг. в стране циркулировали купюры с портретами Александра III (25 руб.), Николая I (50 руб.), Екатерины II (100 руб.), Петра I (500 руб.). Персоны царей служили в данном случае олицетворением российской державности. Подборка персоналий монархов осуществлялась, очевидно, по степени реализации в их царствование императивов национальной государственнической политики. Не было в этом ряду, например, императоров-либералов Александра I и Александра II, адептов немецких порядков - Анны Иоанновны и Павла I.




Денежные знаки Временного правительства отражали произошедшую в результате Февральской революции ценностную десакрализацию. С исчезновением атрибутов властвования у геральдического державного орла исчезают и другие изобразительные знаки. Единственное изображение помимо герба на февралистких деньгах было представлено на 1000 рублевой купюре - фасад здания Государственной Думы.

Печатаемые до 1924 г. совзнаки продолжили начатую Февральской революцией линию денежной десакрализации. За исключением государственной символики и орнаментовых окаймлений классифицированные выше изображения на них вовсе отсутствовали. Тенденция формирования новой идеологии, впрочем, нашла отражение в дублируемом на языках многих (не только объединенных в советскую общность) народов лозунге «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Кириллица здесь соседствовала даже с китайской иероглификой.



С середины 1920-х гг. на деньгах СССР появляются соотносящиеся с арсеналом коммунистических идеологем аллегорические фигуры. На серебряном рубле помещалась гравюра, на которой рабочий указывал крестьянину путь к восходящему Солнцу.

Традиция размещения на денежных знаках портретных изображений восстанавливается через двадцать лет существования советской власти. На банкнотах 1937 г. впервые был отпечатан портрет В.И. Ленина.

Вплоть до распада СССР его образ неизменно присутствовал во всех вариантах денежных серий. В.И. Ленин символизировал декларируемый Советским Союзом коммунистический выбор. Характерно, что никто другой из советских вождей чести быть помещенным на денежных знаках не удостаивался.

Примечательно отсутствие ленинского портрета на деньгах низшего достоинства: 1 рубль, 3 рубля, 5 рублей. Портретные изображения «вождя мирового пролетариата» начинались с купюр десятирублевого достоинства. Впрочем, присутствие его «светлого образа» на денежных знаках не всем было по вкусу. Деньги в номинируемой аксиологии советского человека были символом буржуазности. Коммунизм, согласно марксистскому учению, предполагал упразднение денежного обращения. Отсюда характерный пафосный призыв поэта Андрея Вознесенского «у-бе-рите Ленина с денег».

На банкнотах образца 1938 г., стоимостью ниже «ленинского уровня», помещались изображения шахтера (1 рубль), красноармейцев (3 рубля), летчика (5 рублей). Изобразительная подборка максимально точно отражала основные задачи, выдвигаемые государством - индустриализацию и подготовку к войне.




Памятники истории и культуры впервые появляются на советских денежных знаках после реформы 1961 г. Это были башни Московского Кремля - главного символа советской державности. Незадолго до того Кремль был открыт для свободного доступа посетителей. Соединение 4-го (В.И. Ленин) и 2-го (кремлевские башни) уровней придавало советским денежным знакам сравнительно высокий ценностный потенциал. Современные российские деньги представляют собой в изобразительном плане галерею достопримечательностей российских городов (табл. 5.7.2).




Подборка видов носит по меньшей мере случайный характер. Неясно, по какому критерию были отобраны представляющие Россию города. Масштаб? Историческое значение? Региональная представленность? Ни один из возможных подходов в данном случае не просматривается.

Продолжение следует ...



ЦБ РФ, Нефть за рубли

Previous post Next post
Up