«HalbeTreppe» Германия, 2002
http://www.halbetreppe.de/ - (почему-то родной сервер сейчас в дауне. раньше работал)
(на немецком) на телеканале «Культура»IMDB Хочу рассказать о фильме немецкого режиссёра Андреаса Дрезена «HalbeTreppe» («Пол лестницы»), в русском переводе не известно почему, видимо для благозвучия, названный «Гриль-бар "На полпути"»
Взялся-таки я за составление рецензии исключительно потому, что всё что я прочитал об этом фильме не давало совершенно никакого представления о том, насколько этот фильм прекрасен.
Начну с того, что сам я ничего не знал об этом фильме. Более того и о Андреасе Дрезене, к своему стыду, ничего не слышал. Увидел его случайно по каналу «Культура» прошлым летом.
С первых же кадров фильм беспощадно пленил меня. Даже не было мысли сопротивляться. Это была мгновенная победа, но поистине восхитительным было то, что с каждой минутой вплоть до финальных титров удовольствие и восторг только возрастали. Моментами мне казалось, что я не выдержу такого счастья. И вот я пытаюсь понять, в чём секрет? В чём секрет фильма, о котором с того дня я почти каждый день вспоминаю.
Ну, во-первых, конечно, привлекал едва, но всё же вполне уловимый намёк на датскую «Догму 95». Признаюсь, мне она симпатична. Точнее сказать, все, что я видел догматического, производило на меня очень глубокое, ясное и отрезвляющее впечатление. ( Самое яркое из последних впечатлений от около догматического это, пожалуй, «Реконструкция» (“Reconstruction” 2003 г.) Кристофера Бое.) Но главное, что в догме (как я её понимаю) нет всего того, что я ненавижу в кино. Объяснение чего же именно может завести меня далеко в сторону, поэтому я не буду этого делать.
Во-вторых, герои. Простые, обычные люди. Но люди без национальности, гражданства, может быть даже истории, Люди как они есть. Это люди, которые вокруг, но которых я - «современный человек», разучился воспринимать. Те самые, которых я видел в детстве, называл «взрослыми», и мир которых был для меня загадочен и до жути притягателен. Мне были они интересны, была интересна их жизнь, их чувства, разговоры, поступки и главное их внутренняя тайна, «страшный секрет взрослых», идея их бытия. На небосклоне современного тошнилова «массмедиа» рассказ о них мог бы сиять новой ясной и прозрачной звездой, но на других глубинах, куда ещё не попал кислый яд нашей обывательщины, клиповщины, потребительщины и прочей дряни.
И в фильме зажечь такое чудо удалось! Внутри него я не чувствовал себя человеком из другой культуры, другой среды, другого образа существования. Здесь я был своим, или может быть, наоборот - под действием этой магии я становился восточным немцем из Франкфурта-на-Одере?
И ещё. Каким-то невероятным образом, через совершенно другие выразительные средства Дрезен умудрился вдохнуть в свой фильм атмосферу Вендерсовского «Неба над Берлином». Именно так - надмирное и детское разом.
В-третьих, сюжет. Все аннотации, которые я прочитал к «пол-Лестнице», жуткая, несусветная ЧУШЬ! Прочитав их, в жизни не захочешь смотреть такое кино. Очень важно, что дело не в фактическом сюжете, а в интуитивном, полутоновом! Фактический сюжет - трюизм, эфирный же - полон неуловимых непередаваемых красок, полон только ему присущего обаяния. Как радуга - вроде явление известное, но каждый раз, когда видишь - дух захватывает.
В-четвёртых … да к свиным рулькам Уве весь этот счёт! Без всякого счёта. Фильм снят так, что порой начинает казаться, что это не постановка, а документальный фильм. Забываешь, что свидетелем тех интимных сюжетов, которые созерцаешь, не мог бы стать ни какой документалист. Очень уж быстро с подачи режиссёра привыкаешь к роли Наблюдателя. Уже много после, читая о том, как снимали этот фильм, я стал понимать, откуда появляется это ощущение, но и НЕзнание «откуда» дорогого стоит.
Ещё актёры.
Да и вообще вся команда... Фильм снимала группа единомышленников, их всего, включая актёров, было человек 12, если не ошибаюсь. И это тоже чувствуешь в фильме, он лёгкий как дыхание в унисон команды товарищей.
Ещё музыка.
Группа 17 хиппи (
http://www.17hippies.de/). Очень тёплая музыка, живая. Было радостно, что она ненавязчева (как бывает порой), а вкрадчивая, может иногда даже кроткая и тут же необузданная, взрывная. Мне почему-то напоминала что-то Бреговичевско-Кустурианское, хотя это может быть субъективно.
Сколько наград у фильма видно хотя бы из ссылки
"ТВ Культура", и всё это вполне заслуженно.
Купеческие разговорчики про бюджет фильма даже не завожу, какое это имеет занчение? кому это интересно - найдёт.
Ясно одно: Андреас Дрезен вызывает восхищение. Такое кино нам нужно!
Я намеренно не рассказывал сюжет. Этот фильм нужно смотреть самому - от начала до конца. Всем кто не видел - настоятельно рекомендую. Надеюсь, что вас он пленит, так же как и меня. И пусть над всеми нами кружит неутомимый и задорный Ганс-Петер!