Если вы не читали
мой предыдущий пост, прочтите его сейчас
тут.
Итак, я решил найти себе хорошую школу.
Спасибо моему другу Олегу, который порекомендовал неплохую школу.
Я направился туда рано утром в субботу, чтобы с ними встретится и провести ознакомительный полет.
Школа находится в местном аэропорту, поэтому было интересно приехать в аэропорт и пойти не как все пассажиры, а немного вбок в здание школы.
Там меня встретили отец и сын - владельцы школы, они познакомили меня с одним из инструкторов, который был одет в форму и выглядел как пилот из кино!
Мы поговорили, взяли наушники и вышли на поле.
Наш "верный конь" стоял привязанный к земле 3 канатами и выглядел очень красиво и внушительно, несмотря на свои размеры.
1979 Cessna R172K Hawk XP II
Двигатель: 195 лс 6 цилиндров
Continental IO-360 Обычный 172 идет с 4 цилиндровым 160 лс двигателем.
Крейсерская скорость: 131 узлов (243 km/h)
Минимальная скорость (с закрылками 40 гр): 47 узлов (87 km/h)
Максимальная: 163 узла (302 km/h)
Дальность: 696 морских мили ( 1,289 km) плюс резерв 45 мин
Потолок: 13,500 футов (4,100 m)
Вес: 1,100 кг
Длина: 8.28 м
Размах крыльев: 11 м
Что интересно, за ним отдыхали огромные авиалайнеры, это добавляло экзотики и делало все происходившее тем утром еще интересней.
В районе 9 утра мы обошли вокруг самолета, поговорив о всех его частях и агрегатах, о проверках и тд.
Взяли пробу топлива из обоих баков (прозрачное топливо с голубым отливом, октан 100 со свинцом) и осмотрели все что можно.
Новым для меня было то, что хвостовой стабилизатор, оказывается, перевернутое крыло, что в принципе логично, но странно :)
Инструктор посадил меня в левое кресло (PIC - пилот командующий самолетом сидит слева), что было жутко интересно :)
Внутри, достав бумагу с проверками - "мы все делаем по бумаге checklist" мы начали проверки и разговор о том, что нужно делать.
Подали общий ток (24V), газ немного, включили насос топлива и довели давление до 10 psi, выключили, поворот ключа на старт, но перед этим тормоза!
Тормоза это вообще отдельный разговор, я о них напишу позже :)
- Clear of the Prop! (От винта!)
И двигатель завелся! Это был не карбюраторный, а инжекторный двигатель, мне показалось он был чуть тише карбюратерного.
Дальше были еще проверки - катушки динамо, смесь, пропелер, flaps (закрылки) на 0 (они почему-то были выпущены на максимум 40 градусов вниз и самолет выглядел как коршун, собирающийся напасть на дичь!)
Инструктор сразу предупредил, что сегодня я буду делать максимально все, так что, говорит, давай тормоз и держи нос на осевой полосе!
После запроса tower (башня аэропорта) и прослушивания погоды мы поехали по осевой по дорожкам.
Запрос наш был на взлет на запад, диспетчер говорил нам по каким дорожкам ехать..
Я пытался держать самолет на осевой, но то и дело пытался вращать "руль" штурвал - что никак не влияло на колеса самолета, все управление ведется педалями, это было трудно :)
Вторая проблема - верхняя часть педали - тормоз, нижняя - поворот, я то поворачивал то тормозил :)
Что может быть черевато при взлете, поэтому Инструктор сразу сказал - у нас правило: перед взлетом каблуки на пол! (Чтобы не достать до верхних частей педали).
Тем временем, с моими стараниями и помощью Инструктора мы подьехали к полосе, где он обьяснил, что тут важно затормозить и стать. Это полосу нам предстояло перехать и поехать дальше.
Несмотря на то, что диспетчер разрешил пересечь полосу, "Ему только с NTSB поговорить придется, а нам в больнице лежать" поэтому, сказал инструктор, я 4 раза проверяю и закрутил головой..
Никто вроде не садился и не взлетал, и мы пересекли полосу..
Дальше мы (я) рулили по дорожкам и пересекли еще одну полосу, наконец доехав до нужной нам.
Тут опять проверки, разгон двигателя чтобы посмотреть как он работает.
Запросили башню - сказали ждать!
Ждем.. и тут слева нас обьезжает такая же Cessna 172 как мы с пожилой парой внутри, и, не останавливаясь, перезжает линию, на которой нужно ждать, выезжает на полосу, едет по ней, начинает взлетать и улетает себе - этакий пират!
Мой инструктор только успевал, что выразить удивление от такого нарушения кучи правил.. самое главное, что без связи с диспетчером он взлетел!
* * *
Нас забыли, мы вызвали башню еще раз, девушка извинилась и дала разрешение на взлет!
Я выкатил самолет приблизительно на осевую, тут занервничал, без теории только с тренажером и общими понятиями из сети - неужели я буду взлетать?
С инструктором обсудили что должно произойти, убрали ноги на пол.
Последняя проверка -
Вакуум двигателя - ok
Давление масла - ok
Температура масла - ok
Температура выхлопа - ok
Баки - оба
Гироскоп - выставлен по компасу
Время - запущено
Обороты - полный газ - ok
Смесь - богатая
Пропелер - угол маленький
и тд
Поехали!
Тут самолет рванул вперед, я знал, что наверное не смогу удержать нос на центровой и убрал ноги вообще. Инструктор вцепился в педали - так как я обычно вожу 600 лошадиный Корвет..
Все понеслось быстро, он сказал: 60 узлов! И говорит: на себя потихоньку! Мы/я потянули на себя и самолет пошел вверх, сначала нос, но потом мы уже были на высоте и тут инструктор убрал руки и воскликнул -
- Ну вот, ты летишь и управляещь самолетом, видишь, не сложно!
Я подумал - действительно! Ангары, самолеты, дома уходили вниз, и на горизонте было видно все дальше и дальше, действительно лечу! Да еще и контролирую сам! (Как оказалось позже, Инструктор контролировал руль педалями в этот момент), но все остальные рычаги были в моих руках.
Я знал, что нужно взлетать приблизительно на 10 градусов, и я вцепился в штурвал еще на земле, но инструктор перед взлетом оторвал мою правую руку от штурвала и положил на рычаг газа -
- Береги газ!
Мы продолжали взлетать, диспетчеру уже ниче не нужно говорить, мы сами, он нам только скажет когда мы выйдем из зоны его ответственности.
Я решил добрать высоту до 1000 футов (333 метра) - круглая красивая цифра, хотя я знал что Олег любит летать на 2500 футов. Инструктор остановил меня на 1300 и сказал, что здесь сверху летают большие самолеты и наша зона только до 1200 футов. Ну что же, останемся на 1000..
Впереди уже приближались пляжи и океан.. тут мы решили сделать 360 круг, и дальше я повел вдоль пляжа (знакомый для меня маршрут) - было очень интересно и красиво!
Обсудили куда сажать в случае критической ситуации: на пляж, но еще лучше в воду рядом, чтоб не сесть на туристов.
Пролетев некоторое время, минут 20, наверное, я заметил, что метров 50 над нами были тучи!
На мое паническое заявление Инструктор ответил, что это не тучи и показал на красивую радугу справа, которая была в центре небольшого дождика.. я в ужасе (ну почти) предложил отвернуть на 30 градусов влево и полететь к мосту, но Инструктор предложил облететь тучку и помыть самолет :)
Он завернул градусов на 35-40 и круто развернул самолет вокруг тучи.. В центре тучи была огромная радуга
Дальше нам предстоял прямой полет обратно, мы связались с башней и запросили посадку.
Нас попросили зайти на "downwind left" что мы и сделали, я взял курс на 030 сначала, а потом на 022 (наша полоса была 22) и мы прошли рядом с полосой, вышли над водой, а когда поравнялись с цифрами на 45 градусов Инструктор сказал: это самое время выпустить закрылки на 10 градусов.
Работал сегодня я, и я же потянулся за закрылками. Так как левой рукой я держал штурвал, то любое движение мое подсознательно двигало и руку со штурвалом, а самолет дергался.
Инструктор сказал мне об этом и посоветовал или убрать руку, или еле держать штурвал.
Дальше он развернул нас на 90 градусов и еще 90 на финальный заход.
Дело в том, что на симуляторе на Cessna 172 я захожу за 3 мили да и на высоте 2000 футов, а тут мы были на 600 а pattern (коробочка) на 800', поэтому еще до этих разворотов мы добрали до 700-750 и дальше начали снижаться.
Инструктор сказал: закрылки 20 градусов, я переставил, а нос самолета хочет взмыть вверх каждый раз, когда закрылки выходят, и что важно - падает скорость.
Итак, я пытался выровнять и нацелить самолет на цифры полосы (мне вообще казалось, что мы очень высоко), но помню высота была 220 футов (дальше я не смотрел или не помню), скорость помню 80-70 узлов (тоже не смотрел до посадки), я был занят выравниванием на полосу (что не есть хорошо - про скорость и высоту нужно не забывать.
Тут инструктор понял, что я целюсь на цифры и сказал мне целиться на травку перед полосой, для этого мне нужно было повернуть нос еще ниже, но самолет при этом сьезжал влево - борьба и нацеливание продолжались.
Инструктор ближе к земле (высота 50 футов?) выровнял и нацелил самолет как нужно, как мне казалось мы слишком вертикально и быстро садились, но мы летели уже над полосой и коснулись основными стойками шасси полосы (как мне показалось ударились), отскочили, плавно сели и покатились.
Кстати, до этого гораздо выше, чем я думал инструктор сказал о flare, это подьем носа самолета чтобы затормозить его, и он начал этот самый подьем flare. Мне показалось, что он начал flare до того как мы пересекли начало полосы.
После посадки я был рад что все ок, и немного даже расстроен что так мало полетали (1 час), тут же вспомнил что я должен рулить и тормозить, и начал это делать.
Мы доехали до парковки, заглушили самолет, убрали его и привязали канатами.
Ощущения непередаваемые, интересно, получится у меня? Думаю, что да.
Итак, скоро поступление и начало занятий..
Капитан Mhack