Искусство, horchata и деревья-мозги
Мадрид - это город-путаница, город, вечно спешащий и куда-то бегущий, город, в котором я мало что поняла, но который полностью почувствовала. Кажется, мы ходили по карте, кажется, мы даже шли по заранее означенному маршруту, который кропотливо, высунув кончик языка и заставляя всех присутствующих завидовать, составляли в Москве. Кажется... Я не помню.
Я помню, как мы въехали в город. Ехали-ехали, и вдруг оказалось, что мы уже на нужной улице, что Мадрид-за-окном не бежевый, как карта в путеводителе, а цветной, цветной, цветной... Мы рулили в поисках парковки и в конце концов нашли платную недалеко от Пласа Майор.
Я сразу же нацепила на фотоаппарат портретник. Я не могла не снимать этих прекрасных, изумительных людей, которые были повсюду.
И мы пошли к музею Прадо, на ходу фотографируя.
Мадридцы жили, естественно, своей жизнью (надеюсь, мы им не очень помешали). Они, как вот на фотографии выше, собирали пожертвования. Или рулили на велосипедах. Или читали журналы на ходу. Или спешили на работу. Или... или... или...
Я не знаю, чем они так меня привлекли. Возможно, я была в таком восхищении просто потому, что очень люблю снимать людей. Люди были и остаются самыми интересными объектами для фотосъемки; за ними следуют другие живые существа. Как, например, собаки.
Первое, что бросается в глаза в Мадриде помимо его обитателей, - это пафосная архитектура. Светлый камень, этакий налет монументализма, кованые балконы, много окон. Такое ощущение, что город состоит из дворцов, в которых живут современные принцы. И все это украшено лепниной, какими-то фигурами, которые вдруг заглядывают тебе в глаза, а потом равнодушно отворачивают каменные лица.
Итак, поглядывая по сторонам, нажимая на кнопки фотоаппаратов и улыбаясь встречным мадридцам (они, естественно, улыбались в ответ), мы дошли до музея Прадо.
Что такое музей Прадо? Это мадридский склад искусств. Это место, где можно полюбоваться на творения Веласкеса, Гойи, Эль Греко и прекрасного Мурильо, о котором мы узнали, читая путеводитель по Испании, и почему-то обозвали "мерзавец Мурильо". На самом деле он, конечно, никакой не мерзавец, он писал прекрасные картины, полные внутреннего света.
В тот день в Прадо была выставка Тинторетто, но мы решили сначала пройтись по основной экспозиции, а потом, если сил хватит, и Тинторетто навестить. Первым делом мы направились, конечно же, в буфет: кушать хотелось зверски, в Чинчоне мы не позавтракали. Пока я стояла, поджидая Льдору, отлучившуюся на пару минут, мне почти спел песенку официант, убиравший подносы со столиков. Он бегал мимо, бросал на меня заинтересованные взгляды и мурлыкал песенку, а когда заметил, что я на него смотрю и улыбаюсь, стал мурлыкать громче, напевать вполголоса. Жаль, я не понимаю по-испански и так и не узнала, о чем была песенка:)
Искусство искусством, а кормят в Прадо вкусно.
Вкусив хлеба, мы отправились вкушать зрелища.
Прадо - это неописуемо. Начали мы с первого за кафе зала:) И тут же - Фра Анжелико. Та самая вещь, то "Благовещение", которое всегда меня покоряло своей... хрупкостью, пожалуй, иначе не скажешь. Эти тоненькие золотистые лучи, фарфоровое лицо Девы МАрии и до мелочей прописанные крылья архангела описанию словами поддаются плохо.
Снимать в Прадо, естественно, запрещено, поэтому фотография потырена с внешних ресурсов. Она не передает и половины очарования этой картины. Там такие краски!.. Это надо видеть.
Меня Льдора от нее еле оттащила.
Еще там был Корреджо, я некоторое время поумилялась на знаменитую "Noli me tangere", которая чуть позже натолкнула меня на литературную мысль - но об этом не будем, чтобы не сглазить процесс.
Словом, ходили мы по Прадо часа четыре. На "Сад наслаждений" Босха бросили уважительный взгляд и поскорее смылись - долго смотреть на это совершенно невозможно, начинаешь проваливаться в некую субреальность, где тебя еще не ждут. Зато надолго застряли перед знаменитейшим "Снятием с креста" ван дер Вейдена, потому что уйти от этого сразу не было никаких сил.
Естественно, даже купленная потом открытка не передает того очарования, которое имеет место быть вживую...
Она абсолютно, абсолютно живая! Картина 3D, складки на одежде, кажется, можно потрогать, а такой вот синий цвет, который ван дер Вейден использовал впервые, заставляет серьезно задуматься о красочности мира. Это не-пе-ре-да-ва-е-мо. К ней хотелось прикоснуться, но, конечно, кто бы нам дал:)
Ван дер Вейдена вообще в Прадо много, что не могло не радовать.
Про остальных великих подробно не буду. Гойя, Веласкес и Эль Греко велики и могущественны. Рубенса "промотали" :) - не мое. Вот Эль Греко - это наше все, да.
Короче, выпали мы из музея через четыре часа, по уши накачавшиеся прекрасным. На Тинторетто нас уже не хватило, взгляд замылился. По-моему, четыре часа - именно то время, которое нужно на музей.
Пообедать мы решили в садах Ретиро, которые находились неподалеку, и, подняв со ступенек музея свои отяжелевшие тушки, побрели туда.
В садах было солнечно, весело и все цвело.
Если среди генетически модифицированных животных лично для меня доминирует птица-колбаса с какого-то детского рисунка, то в садах Ретиро, несомненно, королями местной флоры были деревья-мозги. Чьи это мозги, я так и не поняла, поэтому склоняюсь к мысли, что свои собственные.
Деревья-мозги поразили меня настолько, что я прямо засмущалась, что у меня таких нету. Они ведь еще и на ножке и питаются прямо из земли! Что мне стоит питаться прямо из земли? Сняла кроссовки, постояла на газончике, и готово, все витамины в тебе. А сколько можно надумать такими мозгами, я даже боюсь представить. Короче, пребывая в состоянии черной зависти, я мрачно брела по аллеям, высматривая то, на что можно эту зависть выплеснуть. И оказалось, что таки да можно пообедать!
Даже в простом летнем кафе был официант. Он подбежал к нам, едва мы уселись, мы потыкали пальцем в меню (Льдора разбиралась, а я обезьянничала), и нам принесли бутерброды, салатики и - о-ла-ла! - орчату. Орчата (horchata) - это такая очень вкусная штука, вроде миндального молочного коктейля. Льдора тут нашла ее рецепт, так что если захочет, то с вами поделится:) Вкусив неземных яств и понаблюдав шляющегося рядом аккордеониста, живо напомнившего нам о долге перед родиной в виде сценария "Дона Пелайо Энского", мы побрели к Пласа Майор изящным зигзагом.
Мадридцы продолжали радовать разнообразием. Не удержусь от демонстрации особо прекрасных:)
И да, о долге перед родиной напоминания висели практически во всех окрестностях:)
Прекрасная монументальная архитектура продолжала впечатлять и радовать.
И вот мы, наконец, вышли на Пласа Майор. Там всего было много.
Домов с окнами.
Туристов.
Не туристов.
Голубей.
Ресторанчиков.
Магазинчиков.
Художников.
Этот прекрасный человек, увидев, что я навела на него фотоаппарат, улыбнулся и помахал мне рукой. И только потом, уже скачав фотографии, я обнаружила, что он, сам того не зная, обеспечил мне практически открытку - символ пребывания в Мадриде. Эта открытка мне самой очень нравится.
В Мадриде мы набродились. Дело шло к вечеру.
На этот день у нас был еще запланирован Эскориал. Однако при попытке выехать из Мадрида в нужном направлении мы слегка заплутали, объехали королевский дворец, заодно на него полюбовавшись, и в конце концов попали в прекраснейший, очень длинный туннель, где после продолжительной езды увидели указатель на Валенсию. Ну и фиг с ним, с Эскориалом, решили мы и поехали в направлении Чинчона, решив, раз уж мы так рано едем в том направлении, поколесить по окрестностям.
Увидев указатель на парк развлечений Warner Brothers, мы доехали до него, но уже достаточно поздно, и внутрь не пошли. Молодежи на аттракционах там, наверное, интересно, потому что из парка она выходила пачками, и с довольным видом. Мы полюбовались на буйно росшие в окрестностях ирисы...
...и поехали дальше.
По дороге снимали всякие красивости, поля, оливковые рощи, маки, и заезжали в маленькие городки. В одном из них случайно я сняла вот такое, специально для
amor_:)
В конце концов, мы доехали до Чинчона, поужинали на Пласа Майор и отправились спать. На следующий день нас ждал Толедо.
Весь альбом с фотографиями второго дня
ЗДЕСЬ.
Отчет Льдоры о втором дне пребывания в Испании можно прочитать
тут.
Продолжение следует...