Фромм выделяет три формы бегства от свободы, перетекающие одна в другую: мазохизм, садизм и отстранение.
Мазохистическая форма бегства требует от человека отказаться от контроля, то есть довести самоуничижение себя как субъекта до полного исчезновения - это позволяет привести свою ответственность в соответствие со своим бессилием.
Мазохист избавлен от принятия решений. Независимо от того, является ли его хозяином какая-то внешняя власть или он интериоризовал себе хозяина - в виде совести или морального долга, - он избавлен от окончательной ответственности за свою судьбу, а тем самым и от сомнений, какое решение принять. Он избавлен и от сомнений относительно смысла своей жизни, относительно того, кто "он". Ответы на эти вопросы уже даны его связью с той силой, к которой он себя причислил; смысл его жизни, его индивидуальная сущность определены тем великим целым, в котором растворено его "я"."
Эрих Фромм. Бегство от свободы
Протестанская этика воплощает это в идее предназначения и божьей воли - мы не в силах изменить решение божественного суда, ибо оно уже принято при нашем рождении; нам надо отказаться от нашей гордыни и полностью следовать воле Бога, смиренно играя отведенную нам роль.
Фашистское учение аналогично требует отказа от собственных амбиций и служения общественному - благу нации, способности жертвовать без ожидания вознаграждения, готовности беспрекословно следовать воле фюрера.
Гитлер ясно выражает эту мысль в своем определении идеализма: "Только идеализм приводит людей к добровольному признанию прерогатив принуждающей силы и тем самым превращает их в пылинки мирового порядка, образующего и формирующего вселенную" .
Подобным же образом Геббельс определяет то, что он называет социализмом. "Быть социалистом, - говорит он, - это значит подчинить свое "я" общему "ты"; социализм - это принесение личного в жертву общему".
Самоотречение индивида - сведение его к пылинке; атому - влечет за собой, согласно Гитлеру, отказ от всякого права на личное мнение, личные интересы, личное счастье. Такой отказ составляет сущность политической организации, в которой "индивид отказывается представлять свое личное мнение и твои интересы...". Гитлер превозносит "самоотверженность" поучает, что в "погоне за собственным счастьем люди все больше опускаются с небес в преисподнюю" . Цель воспитания - научить индивида не утверждать свое "я". Уже школьник должен научиться "молчать не только тогда, когда его бранят за дело; он должен научиться также молча переносить несправедливость, если это необходимо".
Эрих Фромм. Бегство от свободы
Садистическая форма позволяет бежать от чувство бессилия через приобретение контроля над другими, через подавление их воли. Она на самом деле является не отрицанием, а продолжением мазохистической формы:
"Уничтожение собственного "я" и попытка за счет этого преодолеть невыносимое чувство бессилия - это только одна сторона мазохистских наклонностей. Другая - это попытка превратиться в часть большего и сильнейшего целого, попытка раствориться во внешней силе и стать ее частицей. Этой силой может быть другой человек, какой-либо общественный институт, бог, нация, совесть или моральная необходимость. Став частью силы, которую человек считает неколебимой, вечной и прекрасной, он становится причастным к ее мощи и славе. Индивид целиком отрекается от себя, отказывается от силы и гордости своего "я", от собственной свободы, но при этом обретает новую уверенность и новую гордость в своей причастности к той силе, к которой теперь может себя причислить.
Эрих Фромм. Бегство от свободы
Человек жаждет опосредованно обрести сверхконтроль, приобщившись к той силе, которая его подчиняет, и заимствовав ее в собственных интересах. Если с фашизмом стремление к обретению абсолютной власти над другими несомненно, то интереснее проследить его источники в лютеранстве:
Благоговение Лютера перед властью, его любовь к ней проявляются и в его политических убеждениях. Он боролся против власти церкви, был преисполнен негодования против новой финансовой олигархии, часть которой составляла верхушка церковной иерархии, он даже поддерживал, до некоторого момента, революционные тенденции крестьянства, но при этом самым решительным образом требовал подчинения светской власти, то есть князьям. "Даже если власть имущие злы и безбожны, все же власть и сила ее есть благо, и они от бога... Так что везде, где есть власть и где она процветает, она потому есть и остается, что установлена от бога".
Или в другом месте: "Бог предпочтет стерпеть любое правление, как бы ни было оно дурно, нежели позволит черни бунтовать, сколько бы ни было у нее справедливых причин... Князь должен оставаться князем, каким бы он ни был тираном. Как бы то ни было, он может обезглавить лишь немногих, ибо должен иметь подданных, чтобы быть правителем".
Другой аспект его привязанности к власти и благоговения перед ней проявляется в его ненависти и презрении к угнетенным массам, к "черни", особенно когда она выходит за определенные границы в своих революционных устремлениях. В одной из его диатриб есть знаменитые слова: "И потому каждый, кто может, пусть рубит, колет и режет [их], тайно или открыто, помня, что нет ничего столь ядовитого, пагубного и дьявольского, как мятежник. Это все равно что убить бешеную собаку: если ты не убьешь ее, то она убьет тебя, а вместе с тобою и всю страну".
Эрих Фромм. Бегство от свободы
Передача ответственности высшей, внешней силы - это одновременно легитимизация ее абсолютной власти над другими людьми, а значит лазейка для собственного приобщения к этой власти.
"Но мазохистские наклонности можно обнаружить и у самого Гитлера. Высшие силы, перед которыми он склоняется, - это Бог, Судьба, Необходимость, История и Природа. В действительности все эти слова означают для него одно и то же: символ подавляющей силы. <...>
Миссия Германии указана "Творцом Вселенной". Небеса являются высшей категорией по отношению к людям, потому что людей, по счастью, можно дурачить, но "Небеса неподкупны". Сила, производящая на Гитлера, вероятно, даже большее впечатление, чем Бог, Провидение и Судьба, - это Природа. <...>
Здесь мы снова встречаемся с той же мыслью: Природа - это великая сила, которой мы должны подчиняться, а вот над' живыми существами должны господствовать."
Эрих Фромм. Бегство от свободы
Легко увидеть, как мазохистическая и садистическая формы бегства от свободы получают новое воплощение в виде техноутопий и катастроф. Поднимая руки перед растущий сложностью текущего мира, частичный, односторонний индивид, этот "профессиональный кретин", не может не застывать в ужасе перед мрачной картиной надвигающегося полного порабощения или уничтожения безликой машиной - новой маской, которую натягивает на себя машина капитализма. Он трепещет перед "цифровым концлагерем", перед Большим братом - новым воплощением старого садистического кошмара. Как интернализировать этот страх, обратить его?