Русский грек - король цыганского романса

Jun 15, 2022 17:06


Через некоторое время Морфесси переходит работать в другой шикарный ресторан «Эрмитаж». Выступал там и А. Вертинский, который в своих воспоминаниях писал о нем так: «Он был открыт исключительно для иностранцев, которых интересовало вес русское. Конечно, «Эрмитаж» был русским поскольку-постольку, таким, каким себе представляли «русское» иностранцы.

Вроде тех «русских» фильмов, которые фабрикуются в Голливуде, с великими князьями в главных ролях, с «роковыми» женщинами, какими-нибудь «Принцессами Сония» или «Тания», с «кавьяр рюсс» - русской зернистой икрой и прочей развесистой клюквой.

«Князья» у нас были собственного завода: их было человек восемь, они служили танцорами - жиголо и на меньший титул не соглашались. Только один - самый маленький и захудалый, поступивший в «Эрмитаж» по протекции - согласился быть бароном. «Принцессы» сидели на красных бархатных диванах в ожидании «клиентов». Балалайки заливались в руках весёлых парней. Кроме балалаечников, были ещё два оркестра - «джаз» и «танго». Пел Юрий Морфесси - всё ещё жизнерадостный, хотя и поседевший.»

В сопровождении оркестров «Эрмитажа» Морфесси исполнял свой репертуар: «Очи чёрные», «Две гитары», «Только раз», «Прощай, Москва», «Праздником светлым», «Соколовский хор у «Яра», «На последнюю пятёрку», «Кирпичики», «Бублички», «Я милого узнаю по походке», «Глядя на луч пурпурного заката»,



Кстати, у двух великих певцов - Ю. Морфесси и А. Вертинского - отношения складывались непросто. Хоть выступали они в разных жанрах, но к творчеству друг друга относились ревностно. А в своих мемуарах «дружески» критиковали один другого. Так, в воспоминаниях А. Вертинский пишет, что однажды обедал в ресторане вместе со знаменитым шахматистом Алёхиным. Несколько позже к ним присоединился окончивший пение Морфесси. Обратившись к нему, Вертинский сказал: «Юра, слезай ты, ради Бога, с этих троек. Ведь их давно в помине уже нет. Кругом асфальт. Снег в Москве убирают машины.» Морфесси обиделся, и вышел большой скандал.

Личная жизнь Юрия Морфесси была очень бурной (он был влюбчив), но постоянной спутницы, или так сказать «музы», у него не было.

Уезжал из России с одной женщиной. В эмиграции женился на соотечественницах - белогвардейских «героинях», участницах боёв с Красной Армией Лозовской, потом после развода был женат на Заборской, с которой вскоре тоже, впрочем, разошёлся и стал жить с певичкой Адой Марлин.

Внезапный отъезд ее в США (по сути, Ада бросила Морфесси), подтолкнул Юрия Спиридоновича к смене обстановки. С 1935 по 1940 он живет в Югославии, выступая в кабаре. Владелица одного такою заведения (сама неплохо исполнявшая русские народные песни) Ольга Янчевецкая вспоминала о Морфесси: «Он был очень красивый, любимец публики. Он умел в трехминутной песне или романсе поведать судьбу человеческую».

Певец Константин Сокольский познакомился с 10. Морфесси в 1936 г. именно в Югославии: «Мы немало времени провели вместе. Пластинки полностью не раскрывают его таланта. Артиста надо было ещё увидеть. Личное обаяние, его непостижимое умение проникать в сущность исполняемой вещи буквально завораживали слушателей. Когда я впервые попал на его концерт, я был просто потрясен, всю ночь потом бродил по улицам Белграда и не мог прийти в себя».

текст, музыка

Previous post Next post
Up