Наряду с проявлениями настроений положительного советского характера, отражающих суровую действительность временной немецкой оккупации, наряду с охватившим население энтузиазмом стройки и восстановления нормальной жизни в городе, имеются и антисоветские настроения. Они исходят преимущественно от враждебного антисоветского элемента, выдвинувшегося при немцах на положение мелкой буржуазии, и от незначительной части интеллигенции, исключительно женщин, состоявших на службе у немецких оккупантов и имевших интимные связи с солдатами и офицерами немецкой армии. Эта категория лиц у немецких захватчиков пользовалась небольшими привилегиями и сейчас, сожалея о своем прошлом положении, восхваляет порядки и культуру, материальную обеспеченность и моральное поведение гитлеровских захватчиков. Выражает враждебные чувства к Красной Армии.
Например, гр-н Калашников, содержавший при немцах частную чемоданную мастерскую, высказывался так: «Немцы сильные, и они действительно построят справедливую жизнь, они дают право заниматься кто чем желает».
Работавший при немцах в городской управе Петрищев высказывал убеждения в том, что «немцы от Орла далеко не уйдут, они скоро выгонят снова из Орла Красную Армию. Я тогда буду сам вешать советских активистов».
Ирыгина, 17 лет, при немцах работала на кухне в одной из воинских частей немецкой армии, сейчас, рассматривая перспективы своего будущего и вспоминая прошлое, высказалась: «Что мне учиться? Выучишься и загонят тебя в деревню работать. А нам, да еще после немцев, когда мы повидали интеллигентное обращение, в деревню неохота ехать. При немцах я хотя и на кухне работала, а жила как инженерша. У меня самое лучшее питание было и обращались со мной хорошо. Повар - простой парень, а культурный, никогда не кричал, а всегда только и слышишь: «Сделайте, пожалуйста». Всегда я в кино ходила, прекрасные картины видела. А сколько у немцев фото и как хорошо они в Германии живут. У них хорошие дома, жены хорошо одеты, они любят своих жен, хотя и гуляют с русскими девушками, мне при немцах жилось лучше, чем сейчас».
Жена летчика, находящегося на фронтах Отечественной войны, Ефремова, сожительствовала с немецким офицером и сейчас восхваляет его. «С капитаном Эрихом я работала в госпитале, он такой хороший человек. Всех родственников моих устроил на работу, и благодаря ему все остались дома, не поехали в Германию. Отремонтировал мне еврейскую квартиру и поселил меня туда. Из госпиталя дров привез».
Козлова говорила: «Зачем черт принес сюда Красную Армию? Никакой пользы не принесла, и я их не ждала. Немцы нас всех обеспечили, всё у нас было, люди они культурные, с ними и погулять можно было».
Из анализа имеющихся у нас материалов усматривается, что молодежь по своим политическим настроениям разбивается на две группы.
Молодежь мужского пола патриотически настроена, выражает чувства ненависти и мщения к немецким оккупантам.
Молодежь женского пола, значительная часть которой в период временной оккупации немцами г. Орла находилась на более привилегированном положении, проявляет антисоветские настроения. Они сожалеют о потерянном своем прошлом положении при оккупантах и восхваляют немецких грабителей.
В связи с этим и внутренние взаимоотношения в среде молодежи нездоровы. Молодежь мужского пола к девушкам питает презрение за их прошлое поведение и общение с немецкими оккупантами, девушки выражают недовольство к мужчинам, в том числе и к военнослужащим Красной Армии, за презрительное отношение к ним.
Начальник Управления НКГБ О[рловской] о[бласти]
подполковник государств[енной] безопасности Домарев
Начальник 2-го отдела УНКГБ О[рловской] о[бласти]
майор государств[енной] безопасности Столяров.
Из справки Организационно-инструкторского отдела ЦК ВКП (б) "О поведении коммунистов и настроениях отдельных групп населения, оставшихся в тылу у врага".
Март 1943 г.
1. Поведение коммунистов и комсомольцев, оставшихся в тылу у врага
В ходе проверки коммунистов, оставшихся в тылу у врага, выявлены многочисленные примеры мужества и стойкости коммунистов. <…> Только в двух районах Воронежской области - Россошанском и Подгоренском - расстреляно около 70 коммунистов.
Вместе с тем обнаружено значительное количество случаев недостойного поведения коммунистов в тылу врага, а также факты прямого предательства. <…> Большая часть коммунистов уничтожила партийные билеты. Некоторые из них заявляют, что они уничтожили их для того, чтобы они не попали в руки врага. Однако установлены факты, когда ряд коммунистов сдавали свои партийные билеты в гестапо. <…> По неполным данным, в 9 освобожденных районах Воронежской области в фашистских административных органах зарегистрировалось 203 члена и кандидата партии, 52 коммуниста из этих районов арестованы органами советской власти как предатели.
В районах Воронежской области выявлены многочисленные факты уничтожения комсомольцами, оставшимися в тылу врага, членских билетов. На 5 февраля по 9 районам учтено 1445 комсомольцев, из них у 980 не оказалось комсомольских билетов. Наиболее характерные объяснения следующие: "уничтожил во время приближения немцев", "билет спрятала, но на месте его не оказалось", "зарыла в землю, а он там сгнил". Выявлено около 400 членов ВЛКСМ, которые прошли регистрацию в немецкой комендатуре и находились на легальном положении. Как сообщает Воронежский обком партии, многие комсомольцы работали полицейскими. Некоторые девушки-комсомолки имели связь с итальянскими и немецкими офицерами. <…>
2. Политика немцев в отношении отдельных групп населения и настроения среди различных групп населения, бывшего в оккупации
В Ростовской области немцы вели различную политику к разным группам населения. С некоторыми из них они заигрывали, подкупали и использовали для своих целей. В юго-восточных районах области, населенных преимущественно казачеством, немцы заигрывали с населением. В приказе немецкого командования казачеству оговаривались различные льготы. Им разрешалось носить казачью форму со знаками отличия, холодное и огнестрельное оружие. Казачьих детей не вывозили в Германию на каторжную работу, в ряде станиц выдавался аккуратно хлеб на трудодни, выработанные в колхозе в период немецкой оккупации.
<…> Казачьи станицы меньше всего подверглись разрушению и грабежу. Немецкое командование в качестве приманки для отсталой и антисоветски настроенной части казаков создавало и подогревало настроения о необходимости сколачивания специальных казачьих войск для завоевания своего "вольного казачьего государства" с центром в городе Новочеркасске. На соборной площади этого города дважды устраивались парады. <…>
Прибывший недавно из Воронежа сотрудник газеты "Правда" тов. Кононенко Е. сообщает:
- Мне пришлось поговорить по душам со многими людьми, которые жили 7-8 месяцев в районах Воронежской области, оккупированных немцами. <…> Особенно много я говорила с женщинами, девушками. <…> С целью познакомиться с их настроениями заночевала вместе с ними в общежитии - и вот начались откровенные разговоры. Задел меня сам тон рассказов о немцах. Не чувствовалось настоящей ненависти, злобы, обиды. Девушки рассказывали о немцах спокойно, а некоторые даже добродушно. Были и такие заявления:
- Немцы - ничего, хорошие, обходительные. Вот финны - звери, и другие разные - звери, злые, а немцы - ничего.
- Немцы вежливые, насилий не было. Если девушка не хочет гулять с немцем, он не тронет.
- Вообще они смешные.
Начали со смехом (весьма беспечным) вспоминать о том, какая была походка у Франца, как пел Вилли, какой "ухажер" Жорж и т.д. Называют их по именам, знают много немецких слов. Рассказывают о том, что девушки показывали немцам, как танцуется деревенский танец "матанечка", а немцы показывали, как танцевать фокстрот, танго, вальс.
- Очень они интересуются песнями и любят наши песни.
Рассказывали о девушках, которые "гуляли" с немцами. Немцы дарили тем, кто с ними сожительствовал, вещи, платья, которые привозили из Воронежа.
- Маруське ее кавалер ящик конфет из Воронежа привез и мешок белой муки.
Рассказывали, что есть случаи беременности от фрицев, и в ближайший месяц - две родят. Причем обо всем этом со смехом рассказывают. Если начинают осуждать, то главным образом самих девушек:
- Одна у нас свадьбу сыграла с немцем, а когда они уходили, то он ее по дороге бросил, и она босиком в деревню прибежала. Сама виновата, дура. И плачет: по любви выходила. А чего его любить-то, он некрасивый был с лица.
- А если бы был красивый?
Молчат.
Потом голоса: "Мы с немцами не гуляли, это вы спросите здесь тех, кто гулял. А мы просто так - разговаривали, смеялись, в этом нет ничего. А так, конечно, они - гады".
Голос: "Горожанки, которые у нас жили, еще больше колхозных с ними гуляли. Вот одна там была телефонистка из Воронежа с дочкой - у них все вечера пляски и песни. Сколько им всего понадарили!"
- Как ее фамилия?
- Не помним, кто ее знает...
Вообще не называют, где, кто, а больше рассказывают так: "одна", "там одна у нас", "в одной деревне". Спрашивала, были ли зверства у них. Отвечают, что нет. Голос: "Это они больше, говорят, евреев убивают, а у нас здесь все чистые русские".
<…> С нотками искренней жалости в голосе девушки рассказывали, как на станции Латное мучили немцы наших пленных красноармейцев.
- Там лагерь был. Худые, бледные, с ног валятся. Крики слышны были. Умирало там много. Их червивым просом кормили.
Спрашиваю, как же вы могли "матанечку" немцам танцевать, разговаривать с ними, а тут рядом умирали наши красноармейцы?
Молчат. Смутились.
Потом взволнованные голоса: "А что мы могли сделать? Чем помочь?" И потом еще голос: "Вам издаля, а нам с ними жить пришлось. Не угодишь - плохо будет. Да мы особенно и не угождали. Были, которые угождали, а мы просто смирились".
Спрашиваю: "А вы надеялись, что Красная Армия придет, или уже думали, конец Советскому Союзу пришел?"
Голос: "Сперва надеялись, а потом надежду потеряли".
Голос: "Кто как, у нас газета была на русском языке, фрицы приносили. Там писалось, что по всему Советскому Союзу немцы".
Голос: "А потом слышим - русские идут. Сами немцы нам сказали. Глядим, утречком рано собираются, торопятся и говорят: "Рус-Воронеж, Рус-Воронеж".
- Ну, вы обрадовались, конечно?
- А то нет, конечно, обрадовались, дождаться не могли. Надоели немцы-то. <…>
Заведующий Оргинструкторским отделом ЦК ВКП(б) Шамберг.
padre-judas.livejournal.com/25568.html#cutid1