Счастливая Хорватия на Дальнем Востоке, или конец Желтороссии

Mar 24, 2020 17:25


Ровно 100 лет назад, в марте 1920 года, китайские войска вошли в Харбин и прекратили деятельность русской администрации КВЖД (Китайско-восточной железной дороги), которая управляла полосой отчуждения вдоль тысячекилометрового железнодорожного пути на территории Маньчжурии.

Это был последний осколок Российской империи, избежавший хаоса Гражданской войны и получивший неофициальное название "счастливая Хорватия", в честь генерала Дмитрия Хорвата, бессменного управляющего КВЖД с 1903 года. Строительство этой железной дороги с самого начала имело стратегическую цель - создание на северо-востоке Китая марионеточного государства под названием "Желтороссия". Однако поражение в войне с Японией в 1905 году остановило русскую экспансию, а действия китайской армии в 1920 году окончательно похоронили имперский проект.

Но история русского Харбина на этом не закончилась.

Рождение



Станция Харбин появилась на карте Маньчжурии в 1898 году, когда строители КВЖД соорудили мост через реку Сунгари, на тот момент - один из самых протяженных железнодорожных мостов, построенных русскими инженерами. Возле этого моста и была основана станция. Маньчжурия привлекала переселенцев из России необыкновенным плодородием почвы, бытовала такая поговорка: "Здесь воткни в землю оглоблю - вырастет телега". Поэтому охотников завербоваться на работу на КВЖД было очень много. Несмотря на случавшиеся время от времени эпидемии чумы и восстания "китайских боксеров", протестовавших против иностранной экспансии, станция Харбин росла как на дрожжах и вскоре превратилась в настоящий город.



Русский Харбин

Железнодорожные пути соединили Транссибирскую магистраль с Порт-Артуром и портом Дальний на Желтом море. После Русско-японской войны эти города были Российской империей потеряны, но дорога осталась. Вдоль неё возникали новые станции, поселки, заводы. По договору с Китаем, КВЖД обладала правом экстерриториальности, являясь, по сути дела, государством в государстве. Для охраны полосы отчуждения у администрации КВЖД были свои войска, так называемые охранные отряды, а для доставки грузов - собственный флот, корабли которого ходили в Шанхай, Сингапур, Петербург. На КВЖД, в разное время, служили такие люди, как Александр Гучков, будущий военный министр Временного правительства, будущие генералы Антон Деникин и Лавр Корнилов. Неудивительно, что их начальник, генерал Хорват, во время Гражданской войны считался одной из самых авторитетных фигур Белого движения и летом 1918 года был ненадолго провозглашен Верховным правителем России.

Расцвет

Первая волна эмиграции хлынула в Харбин в 1920-1921 годах. Это были дворяне, интеллигенция и офицеры разгромленной армии Колчака. Среди них такие знаменитости, как генерал Пепеляев - "Сибирский Наполеон", который в 1918 году отбросил Красную армию за Урал и готовился идти на Москву, а два года спустя оказался в Харбине без средств к существованию и подрабатывал грузчиком на пристани. Типичная судьба эмигранта.

https://www.sibreal.org/a/30497895.html?fbclid=IwAR1wcI0yrwjs6IUE4JMSGeb_7sZzcMsuR95Duuq-CUsnQVn4DyWnfay241Y

Россия, Китай, История

Previous post Next post
Up