Начало Великого поста

Feb 15, 2010 07:57


Пост - это время приготовления к великому празднику, когда душа очищается от греха. Посты бывают многодневные и однодневные. Многодневные - Великий, Петровский, Успенский и Рождественский, Однодневные - в среду и пятницу, в праздник Воздвижения Креста Господня, в день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна, в навечерие Крещения.

Великий пост начинается сразу после Масленицы и занимает семь недель, каждая из которых имеет свое название. Первая неделя - Соборная, а понедельник ее Чистый; вторая неделя - Григория Паламы; третья - Крестопоклонная; четвертая - Средокрестие, середина Великого поста; пятая - Похвальная; шестая неделя - Вербная, а канун Вербного Воскресенья - Лазарева суббота, когда отмечают чудо воскрешения Лазаря; последняя неделя Великого поста - Страстная, самая строгая.

«Наш народ не только соблюдает посты во всей строгости церковного устава, но идет в этом отношении значительно далее, устанавливая сплошь и рядом свои постные дни, неизвестные церкви. Так, почти в каждом селе, в каждой деревне можно встретить благочестивых старух и стариков, которые «понедельничают», то есть кроме среды и пятницы постятся и по понедельникам. Каждая деревенская хозяйка считает своим долгом иметь «постную» посуду, то есть особые горшки, миски и даже ложки, предназначенные исключительно для постных дней. Правило это соблюдается настолько строго, что богобоязненные бабы ни за что ни под каким видом не дают поесть в своем доме скоромного даже проезжему. Исключение делается для цыган, татар, немцев, а иногда и для господ, В этом случае посуда, из которой ели скоромное, долгое время считается как бы оскверненной, и хозяйки не велят домочадцам есть из нее.

Кроме ограничений в пище, крестьяне считают обязательным и половое воздержание. Считается большим грехом сожительство в постое время, и виновные в таком поступке подвергались строгому внушению священника и насмешкам со стороны односельчан. Сельские бабы по дню рождения младенца высчитывали, соблюдали ли супруги «закон» в пост. Особенно зорко бабы следят за сельским духовенством.

Следа за собой, взрослое население зорко следит за молодежью, наблюдая, чтобы в посты парни и девушки не затевали игр, не смели петь мирских песен, плясовых и хороводных...

В Великий пост крестьяне педантично постятся, готовя себя
к одному из больших христианских праздников -- Святой Пасхе. Во время говенья старики и старухи едят один раз в день, и притом не вареную пищу, а всухомятку, хлеб или сухари с водой. Наиболее благочестивые стараются по возможности ничего не есть всю Страстную неделю, разрешая себе только воду. Для детей в таких семьях «дневное голодание» обязательно только в Страстную пятницу, так как народ верит, что полное воздержание от пищи в этот день дает постнику прощение всех грехов, совершенных им после последней исповеди.

Говеют обычно раз в год, в Великий пост, и в преклонном возрасте несут эту обязанность с аккуратностью. Некоторые старые люди говеют два, три и даже четыре раза. Наиболее охотно говеют на первой, четвертой и Страстной неделе. В это время говеющие стараются как можно меньше говорить, чтобы не сказать пустого слова. По вечерам читают какую-нибудь божественную книгу, все слушают и молятся. Все церковные службы посещают добросовестно и аккуратно, а перед исповедью кланяются друг другу в ноги, прося простить согрешения Христа ради.

Каждый взрослый, приходя на исповедь, кладет в стоящее возле священника блюдо мелкую монетку, а в некоторых приходах еще и свечу, которая поступает в доход священника. После исповеди, прослушав «правило», говеющий кладет еще одну монету, уже на блюдо возле псаломщика. После разрешительной молитвы все расходятся по домам, поздравляя друг друга с очищением совести.
К принятию Святых Тайн готовятся, как к празднику: каждый старается приодеться как можно лучше, а некоторые женщины считают даже за грех явиться к причастию не в новом платье. Девушки по древнему обычаю приступают к таинству с расплетенной косой. Волосы при этом либо распускаются по плечам, либо завязываются в пучок, но в косу ни в коем случае не заплетаются.
После причастия считается великим грехом плевать, смеяться, ругаться, сердиться и ссориться, так как этим можно отогнать от себя святого ангела, который бывает при человеке после принятия Святых Тайн. Считается также грехом класть земные поклоны.

В Пошехонье сохранился один рассказ о раскольнике, притворившемся православным. Он причастился в церкви вместе со всеми, но причастия не проглотил, а удержал во рту. Придя домой, он раскрыл один из ульев и бросил туда причастие. Но вечером того же дня раскольник услышал, что в подполье, где у него стояли ульи, раздается пение и поют так хорошо, что рассказать нельзя. Спустившись в подполье, раскольник услышал, что пение исходит из того улья, в который он бросил причастие. Когда же он раскрыл его, то увидел, что пчелы сделали из сотов престол и на престоле лежит брошенное им причастие, от которого исходит ослепительный свет. Испуганный раскольник во всем покаялся священнику и стал православным».

«Полная энциклопедия быта русского народа»

М. Забылин. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия / Москва: «ЭКСМО», 2007.

Мифы и легенды_обычаи и обряды

Previous post Next post
Up