СТРІТЕННЯ, Стрічення, Стріщення, Громниці, Зимобор - зустріч Зими з Літом. Головним дійством у цей день (2/15 лютого) було освячення вогню і води; стрітенські свічки вважалися чарівними й мали назву громничних. їх за потреби запалювали під час грому, «щоб весняна повінь не зашкодила посівам і щоб мороз дерев не побив», та від усякого іншого лиха. Таку свічку ставили в руки померлому, щоб її вогонь освітлював дорогу в потойбічний світ. Вода на Стрітення помічна від хвороб, особливо від пристріту. Цією водою кропили та поїли худобу. Кажуть: «Коли на Громницю півень не нап'ється водиці, то на Юрія віл не наїсться травиці»; «Як ЗІ стріх висять великі сомплі (бурульки), то на великий урожай». На Стрітення Зима одягає на себе сім кожухів, а Літо - у самій лиш сорочці, і тоді вони змагаються, хто кого переможе. Літо тоді говорить:
- Помагай Біг тобі, Зимо.
- Дай, Боже, здоров'я, - відповідас Зима.
- Бач, Зимо, - каже Літо, - що я наробило і напрацювало - ти поїла і попила.
На Стрітення Зима дуже лютує, бо відчуває, що слабне. У цей день предки молилися богові Сонця, розпочинали розучувати веснянки і писати писанки. На високих пагорбах запалювали вогонь, ушановували богів і змагалися в перетягуванні мотуза.
Валерій Войтович. Українська міфологія / Київ: «Либідь», 2005.
Сретение Господне - праздник, отмечаемый христианами 2/15.II (К: иначе Громничная божья Мать, Громничная Богородица, Громовая Мария, Магура). В народном календаре Сретение имело значение сезонной границы: этим праздником у восточных и западных славян отмечалась половина зимы, а в южнославянских регионах - и начало весны (ср. Трифонов день), с чем было связано значительное число примет погоды и урожая. Хорошая солнечная погода обычно предвещала долгую зиму, а мороз - раннюю весну; метель на Сретение обещала раньше обычного «подмести» все корма для скота и др.
У восточных (реже у западных и южных) славян о Сретении говорили: «Сретение - зима с летом встречается», в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по Щеке ударяет: „Полно тебе, зиме, зимовать - пора мне, лету, летовать"» . Восприятие Сретения как начала весны отразилось в таких приметах, как: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др. (Конрад: Само слово Сретение означает Встреча ).
Сретение по многим параметрам сближалось с новолетием, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров (и наоборот) . В некоторых местах Сретение считалось неудачным и опасным днем: жители Смоленщины и македонцы не выполняли в этот день никаких работ, чтобы не встретиться с волками; украинцы Черниговщины полагали, что родившийся на Сретение будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и следы их работы.
Во всех славянских традициях большое значение придавалось свече, которую в этот день освящали в церкви. У украинцев и белорусов ее называли «громничной свечкой», ср. Громницы как одно из восточно- и западнославянских диалектных названий Сретения . Эту свечу хранили в течение года: ее зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, окуривали дымом от нее больных, чертили дымом кресты на балках и матице, зажигали ее в доме, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т.д.
Т.А.Агапкина
pagan.ru/slowar/s/sretenie8.php