Как автору пришла в голову мысль написать материал на подобную тему? Случайно. Просто перелистывала страницы книг с краеведческими очерками о Киеве и Санкт-Петербурге. Там было приведено много случаев наводнений, пожаров и прочих событий. В Луганске наводнения, конечно, случались. Как и пожары. Но мы обратим свое внимание на чрезвычайные ситуации последних 20-ти лет. Иной может воскликнуть: «Зачем заглядывать в прошлое? Зачем бередить раны? Ведь в результате этих трагических событий было много смертей луганчан. И не только луганчан».
Вот что я хотела бы возразить таким пытливым читателям. Недавно я помечтала: чтобы я сделала, если бы меня избрали мэром Луганска? (А почему бы и нет? Ведь когда Алексея Данилова избрали мэром ему было как раз столько же лет, сколько и мне сейчас). В голову сразу пришло: привести в порядок парк Горького, чтобы было где гулять и отдыхать, и, конечно, решить транспортную проблему. Но стоп, сказала я себе. Главное для мэра - это все же обеспечение безопасности жителей. Так вот, приходится констатировать: на каждого мэра (за исключением и.о. председателя Луганского горисполкома Пристюка и чуть позже - Парапанова) приходилось хотя бы по одной катастрофе. На такие грустные размышления автора натолкнули все ниженазванные события.
При подготовке данного материала пришлось перелистать не одну подшивку газет. Но не только пыльные страницы помогали нам искать правду. Увы, в библиотеке им. Горького все советские периодические издания, как и украинские за последние пять лет, были изъяты и, видимо, уничтожены. Так что автор обратился к электронным архивам центральных украинских газет (например, «Зеркалам недели»). И хорошо, что такие архивы имеются. Также очень помог совет одного из посетителей форума Луганского портала ТОП, который подсказал нам дату трагических событий на эстакаде. Удивительное дело: прошло всего 12 лет, а мало кто уже помнит, когда произошла эта трагедия.
Понятно, что автор пользовался периодикой, а не материалами следственных комиссий или другими официальными документами, поэтому не претендует на безупречное отражение событий и оставляет за собой право на неточности.
Я не знатный нумеролог, но обращает на себя внимание тот факт, что трагедии происходили практически в одни и те же числа (сравним, например, 9 мая 1997 год - трагедия на эстакаде и 9 мая 2008 год - авария на аттракционе; 6 февраля 1996 г. - взрыв газа на Вергунке, 5 февраля 2003 г. - гибель журналиста, из за газового взрыва, 3 февраля 2006 г. - т.н. каскадный взрыв газа, 3 февраля 2007 г. - взрыв газовых баллонов в кафе «Суп-Хаус»). Совпадения удивительные.
Трамвай-убийца.
8 августа город лихорадило. Он полнился слухами. А все из-за того, что произошло утром, в 9 часов на перекрестке улиц 16 линия и Фрунзе. Казалось бы, луганчан сложно удивить ДТП. Однако это в одночасье унесло жизни 7 человек.
Начиналось все как обычно. Люди выходили, входили, кто-то останавливался возле дверей, на проходе, кто-то, расталкивая локтями, пробирался вглубь, но никто не мог подумать, что утренняя поездка в трамвае обернется трагедией. Что стоящий рядом будет соседом по больничной койке. А все из за того, что кое-кто понадеялся на авось.
В 5 часов утра 8 августа 1994 г. водитель трамвая №133 А.П. Трубенко после приема вагона, получения путевого листа выехала из депо для работы на маршруте №3. Техническая готовность на данном маршруте подтверждена отметкой 0.08.94 г. в книге поезда сменным мастером Ю.В. Козленковым. Однако при следовании «нулевым рейсом» из депо до кольца завода «ОР» водитель обнаружила, что «задымил» второй соленоид барабанно-колодочного тормоза первой тележки вагона. «Вкручивая» задымивший соленоид А.П. Трубенко вывела его из действия барабанно-колодочного тормоза №2. Прибыв на кольцо завода «ОР» водитель отметилась у диспетчера и отправилась на маршрут №3.
Примерно в 8 часов 10 минут на конечной остановке кольца завода «ОР» скопилось большое количество людей на маршрут №6 ввиду того, что на маршруте работал один трамвай. Диспетчер кольца завода «ОР» Н.А. Гелуненко предложила А.П. Трубенко переехать с маршрута №3 на маршрут №6. Но последняя стала возражать, мотивируя тем, что на вагоне №133 неисправен один из четырех соленоидов барабанно-колодочного тормоза. Возражать-то она возражала, но на маршрут №6 переехала. Всего этого не знали пассажиры, которые сели в аварийный трамвай.
На остановках «10-я школа», «ДК Ленина», «ул. Коцюбинского» тормоза работали нормально. Но с остановки «ул. Советская» трамвай стал откатываться назад по уклону длиною 800 м., несмотря на включенное экстренное торможение, развил скорость и сошел с рельсов.
Вот так описала газета «Жизнь Луганска» поведение трамвая-убийцы.
- Когда от остановки трамвай покатился вниз, - рассказывала Светлана Л., - мне подумалось: «Такого не может быть, должны же его как-то остановить». Несколько ребят выпрыгнули сразу. Я стояла на передней площадке и слышала, как водитель запричитала: «Ой, тормоза! Что ж делать, люди добрые, я не знаю!» Мужской голос из салона прокричал: «Нажмите ручной тормоз!» Но трамвай набирал скорость.
Когда мы промчались мимо перекрестка, я поняла, что ничего уже не сделаешь и схватилась крепче за поручень. Паники не было, наоборот, стояла тишина. Ведь так было?
- Да, - вступила в разговор Елена Шубина, - наступило гробовое молчание. Я хорошо запомнила мужчину и женщину. Они стояли передо мной, возле задней двери. Он взялся обеими руками за перила, а она как бы укрылась за его спиной. Потом я увидела столб, отметив про себя: «Только бы не удариться головой. После раздался жуткий скрежет, я вылетела из открытой двери, очутившись в столбе пыли или какого-то смрада. Везде чьи-то руки, ноги, я лежу под кем-то. Больше ничего не помню.
"Скорые" не успевали всех забирать, и милиционеры останавливали легковушки, никто не отказывался брать пострадавших, хотя были в грязи и в крови, салон могли испачкать.
- А я - так вообще, - засмеялась Елена. - Теперь придется кожу менять половина на асфальте осталась - так я тормозила. А от юбки осталась одна резинка. Что юбка! Плавки, извините, стерлись сзади. Такой меня доставили в больницу - грязной, босой и в одной футболке. Кстати, всему медицинскому персоналу большое спасибо: очень хорошо к нам относятся. В особенности мы благодарны нашему лечащему врачу Сергею Борисовичу Либстеру.
Людмила Васильевна ехала со своим мужем на "большой базар" торговать грушами. Так получилось, что он попал в один конец вагона, а она в другой и сейчас лечатся в разных больницах. Как и все пострадавшие, вылетела из трамвая, очнувшись, хотела встать, но не смогла: отказала левая нога.
- Все это было очень страшно. Лежа я повернула голову и увидела, что в двух-трех метрах возле меня у кого-то полезли мозги, прямо-таки полезли!
Соболезнования в связи с трагедией шли отовсюду. Из посольства США в Украине, и даже от Харьковского городского Совета народных депутатов в лице Е.П. Кушнарева.
Сразу после ДТП по распоряжению тогдашнего премьер-министра Украины В.А. Масола была создана правительственная комиссия. В результате катастрофы 7 человек погибли сразу, 42 были госпитализированы, 7 умерли в больницах. Город взял на себя все расходы и обязанности по организации похорон. Расходы по организации похорон по предварительным подсчетам составили около 4 миллиардов карбованцев.
(Продолжение следует)
Свободный репортер, 30 сентября