Украина, Крым, «Евромайдан»... Казалось бы, при чем здесь Лужков США?
То, что судьбой одного восточноевропейского государства занимались две страны, не так удивительно, как то, что одна из них - Россия - имеет с ней почти 2000 км общей границы, а вторая - США - находится примерно в се-ми-ты-ся-че-ки-ло-ме-тровом удалении.
Даже между Россией и США есть какая-никакая жалкая морская граница в полста километров. Но Украина!? Вы карту мира видели - где Украина и где США? Пол-Земли их разделяет! Ну, так какого же хрена американцам там так понадобилось, что даже европейцы, у чьего порога происходит вся эта драма, вынуждены были отойти в глубокую тень?
Ответ на это есть, хоть он и слегка затерялся в новостной ленте последних месяцев. Но об этом чуть позже.
Отступление.
Набрался я тут смелости и набрал в скайпе своего старого коллегу по работе в украинском логистическом холдинге. Он - одессит. Позвонил я ему на следующий день после крымского референдума, 17 марта.
- Ну что, - говорит, - совсем там у вас уже теле-пропагандой бошки запудрены?
Зло говорит, без надежды на мое личное просветление.
- Нет, - отвечаю. - Телевизор особенно не смотрю, от гуггла не отключен.
Здесь он немного расслабился, понял, что я могу оказаться вменяемым, и на свет мои зрачки реагируют нормально. Продолжили разговор. Он восхищался нашими демонстрациями: «Пятьдесят тысяч вышли, ну ни хрена себе!» Я говорил про «линию фронта гражданской войны посреди наших кухонь». Он звал в Одессу, «уже который год обещаешь!» Я его - в Питер, «да ты и сам давно не был, а все на меня гонишь!» - так и говорили, пока речь не зашла о том, «какого х...я, вообще, все эти конфликты». И сошлись мы к итогу нашего скайпинга вот на чем, что:
Конфликт Украины с Россией это всего лишь периферия конфликта США-Китай. И Крым здесь оказался разменной картой. Хоть и козырной.
Отступление закончилось...
Казалось бы, при чем здесь Лужков Китай?
Скажите, а кто из вас помнит первые дни «Евромайдана»? Помните, когда он начался и помните ли «фоновые» новости тех дней?
Хронология была такова:
17 сентября 2013 года - Кабмин Украины одобряет проект Соглашения об ассоциации с ЕС. (переговоры об этом впервые начались при прежней украинской власти, в 2007 году).
23 октября 2013 года - Европарламент принимает рекомендательную резолюцию.
Встречи Януковича с Путиным.
13 ноября - первые призывы Луценко к проведению массовых акций.
21 ноября - первые малочисленные акции.
24 ноября - первые массовые акции.
28 ноября - «мертворожденное вильнюсское «восточное партнерство»».
30 ноября - первый разгон.
02 декабря - перекрытие входа в Дом Совнаркомов УСССР, aka «Дом Правительства Украины».
04 декабря - киевские переговоры министра иностранных дел Германии с лидерами оппозиции.
05 декабря - подписание соглашения между "Киевгидроинвестом" (Украина) и BICIM (КНР) о строительстве в Крыму «глубоководного порта с подводной акваторией 25 метров».
07 декабря - первый массовый «антимайданный» митинг в Крыму (Херсон).
08 декабря - первое «промайданное» «народное вече» и первое разрушение памятника Ленину в Киеве...
Секундочку!.. Можно пару слайдов назад, да-а, 8е, 7е, да, вот этот вот, 5е: а что это там про «глубоководный порт с подводной акваторией 25 метров», это китайцы, что ли строить там что-то собрались?
Да!
И знаете, друзья мои, это старая и долгая история. Старее даже «ассоциации Украины с ЕС». А первое упоминание о ней, которое легко находится в «интернетах», относится аж к 2002 году, когда Исполнительная дирекция Ассоциации «Крым-Китай», в лице товарищей Г. Потапенко и М. Вовченко, опубликовала свой
доклад «Китай-Крым: демонстрация интереса»:
«С июня 2000 года, когда первый официальный визит в Украину Председателя Всекитайского Собрания Народных представителей Ли Пена впервые в истории государственных визитов такого масштаба начался не со столицы, а с региона, в Крыму побывали министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань, Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Украине Ли Гобан, заместитель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Ли Гуйсянь.
Исключительность интереса указанных китайских руководителей к Крыму...»
Такими вот словами начинается этот доклад. Собственно, дальше ничего особо интересного для поверхностного читателя нет - какая-то пыльная мутотень и бла-бла-бла, - но для пытливого наблюдателя в наши исторические дни на многое проливается свет. Да он, оказывается, тоже Баскервиль! В смысле, Китаю-то оно вона как - Крым-то зачем-то нужен был!
Теперь давайте попробуем разобраться:
Зачем?
Вообще, больше всех об этом проекте пишут, что удивительно, не почвенники, а западники. Материалы можно найти в
«Свободной прессе» Шаргунова, и в
блоге Ирека Муртазина, все они, естественно, с сильной негативной коннотацией, что, как говорят на луркморье,
«доставляет» и заставляет - по крайней мере, задуматься.
«...По официальной версии, порт будет специализироваться не только на зерне - якобы, через него пойдет продукция припортовых заводов по производству машин и оборудования. Но таких заводов нет, и они вряд ли появятся. Зато Поднебесная будет вывозить пшеницу и кукурузу для своих нужд, превратив Крым и южные области Украины в свою сырьевую базу. Точнее говоря, в собственную продовольственную колонию...» - докладывает Свободная Пресса.
«...Получив землю, китайцы сами ее заселят и обработают. Номинальная «собственность государства Украина» ни в коем случае не помешает посланцам Поднебесной навсегда сделать эту южную степь своей второй родиной. И у кого хватит сил отправить их домой?
Высосанная до остатка Таврида способна дать китайцам лишь треть от запланированного вывоза зерна. Остальное возьмут на трех миллионах гектаров в Днепропетровской, Херсонской и Кировоградской областях. Это десятая часть всех украинских угодий...» - докладывает
ЛивДжорнал.
Но меня почему-то это не пугает. Вместо этого я, наоборот, думаю: как же ж это круто, что Северное побережье Черного моря получит, наконец-таки, свой глубоководный порт! И еще мне очень нравился анонс, который появился на росбалте 9го декабря 2013:
«Китай включил Крым в "Пояс Шелкового пути"...
А рыская по просторам интернета, я напоролся на одну занятную статью, опубликованную 8 января 2014 го на сайте одного крымского же агентства Евроинфомедиа под названием
«Зачем Китаю порт в Крыму?» Поэтому, вместо того, чтобы пытать вас своими измышлениями, я просто приведу текст этой статьи здесь, поскольку она мне показалась более чем толковой и изложенной простым человеческим языком:
В последнее время ведётся неприлично много споров по поводу строительства глубоководного порта в Крыму.
Одни сетуют на то, что строительство нарушит экологию, другие, что строительство уничтожит курортный бизнес...
Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.
Существует несколько стратегических аспектов при строительстве такого порта:
- Политический;
- Экономический;
- Энергетический;
- Экологический;
- Военный;
- Культурный (Национальный);
Рассмотрим каждый из них с учётом выделенных достоинств и недостатков, как с точки зрения обычного среднестатистического жителя Украины, так и с точки зрения профессиональной критики.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Крым имеет грандиозное стратегическое значение для всей Европы. Именно по этой причине в Крыму, после развала СССР, до сих пор базируется Черноморский флот РФ.
Официально, Украина граничит с семью государствами: Россия, Молдавия, Белоруссия, Румыния, Польша, Венгрия, и Словакия. Выход к Чёрному морю даёт Украине дополнительно три границы с государствами: Болгария, Турция и Грузия. Такое географическое положение имеет большое преимущество для внешней политики Украины.
Достоинства: Границы с десятью странами. Строительство Порта повысит политический статус Украины в Европе с точки зрение внешней экономической деятельности. (напомню, статья опубликована еще 8го января, то есть за полтора месяца до свержения Януковича и за два-с-лишним месяца до Крымского Референдума - прим. C-ze)
Недостатки: Политическое давление граничащих стран (Политических блоков).
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
- Туризм
Многие считают, что туризм является основой экономики Крымского полуострова. Однако, соотношение цена/качество далеко от европейского. При сравнительно низком качестве цены на курортные услуги Крыма в среднем, значительно выше, чем в Европе. Туризм далеко не основа экономики Крыма.
- Сельское хозяйство
В Крыму урожаи некоторых культур произрастают 2 раза в год, это положительно влияет на экономику полуострова. Кроме того, в Крыму развито виноделие, рыболовство, мясомолочное животноводство и птицеводство, выращивание табачных культур.
- Промышленность
Крым имеет запасы полезных ископаемых и драгоценных камней. Предприятия машиностроения, кораблестроения, металлообработки, добычи и производства строительных материалов, чёрной металлургии и химической промышленности.
На этом пока можно остановиться.
Достоинства: Основа экономики Крыма держится на Промышленных предприятиях, сельском хозяйстве и туризме. При этом, строительство порта простимулирует реконструкцию и модернизацию транспортной инфраструктуры и сферы пассажироперевозок.
Недостатки: Неверно расставленные приоритеты инвестиций привели к снижению уровня экономического развития полуострова и банкротству крупнейших промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Фактически, Крым медленно превращается в полуостров сферы услуг.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
Несмотря на то, что энергетика Крыма - это сфера экономики, её всё же стоит рассмотреть более детально, как отдельный стратегический аспект.
33 % генерируемой электроэнергии в Крыму - за счет альтернативных источников. Общая установленная мощность объектов альтернативной энергетики на 01.11.2013 составляет 295,5 МВт, в т.ч. солнечные электростанции - 227,3 МВт, ветроэлектростанции - 68,2 МВт. Кроме того в Крыму начато строительство крупнейшей в восточной Европе ветроэлектростанции, мощностью 250 МВт.
Не стоит забывать и об утвержденном Кабинетом Министров Украины проекте строительства парогазовой электростанции в Щелкино на базе недостроенной Крымской атомной электростанции. Суммарная электрическая мощность станции составит 860 МВт.
В принципе газ и нефть уже не имеет смысл даже рассматривать.
Достоинства: Строительство порта потребует значительного потребления энергии, что приведёт к модернизации устаревших ЛЭП по многим участкам Крыма. После модернизации аварийность снизится.
Недостатки: В процессе модернизации, периодически возможны перебои с электричеством на срок до 3-х суток.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
Пожалуй, это один из самых больных "мозолей", на который стараются надавить некоторые эксперты.
Для размышления:
Каков урон экологии Чёрному морю нанесли выбросы Сакського химзавода, до его банкротства?
Как повлияют на экологию строительство в Восточном Крыму «Города Киммерик» (фото 1) или проект реконструкции ялтинского порта (фото 2)???
Фото 1: Проект "Город Киммерия"
Фото 2 : Проект модернизации порта "Ялта"
Сколько вредных отходов захоронено в Чёрном море у побережья Крыма? Сколько неразминированных минных полей и невзорвавшихся бомб покоится на дне крымского побережья.
Нет смысла спорить по этому вопросу, так как то вмешательство в экологию, которое произведет строительство порта ничтожно мало, по сравнению с тем вмешательством в экологию, которое производят жители и отдыхающие. Кроме того, проект никто не видел и мероприятия по охране окружающей среды никто не отменял.
Китайцы, по сравнению с нами, гораздо цивилизованней в этом плане.
Достоинства и недостатки не изучены.
ВОЕННЫЙ
Это пожалуй самый интересный аспект во взаимоотношениях Украины и Китая.
Посмотрите на предложение китайской стороны (фото 3).
Фото 3: Проект глубоководного порта в Крыму.
Так выглядит предложение Китая на карте. Обратите внимание, что слева на снимке (10) ни что иное как объект НИТКА. Именно этот объект Китай планирует взять в аренду в 2014 году. Дело в том, что на этой военно-учебной арене, после РФ, НИТКУ планировали арендовать Индия (для тренировки пилотов на российских МИГ-29к) и Китай (для тренировки пилотов на прототипе J-15 как имитации СУ-33). Для J-15 Нитку придётся немного модернизировать, а это значительное вливание китайских средств в экономику Украины.
Тут так же стоит упомянуть о создании Евразийского Союза (Проект противостояния "Стратегии Анаконды"), когда основные игроки (Россия и Китай) начинают своё экономическое и политическое противостояние с НАТО и США.
Фактически, доступ Китайцев к Крыму размыкает первое кольцо "Анаконды", отрезая тем самым доступ НАТО к странам Ближнего Востока и изолируя локальные конфликты, разжигаемые Израилем с подачи США.
В этом случае уже Украина сможет диктовать свои условия Европе, а не наоборот. Не стоит забывать и о том, что за последние 5 лет Китай значительно преуспел как в экономике, так и в военной сфере. И говорить о том, что китайцы плохо воюют уже неуместно.
Достоинства: Строительство порта позволит Украине диктовать свои экономически выгодные условия для европейских стран, которые зависят от азиатской продукции (почти вся электроника).
Недостатки: У Китая всегда есть запасной "шёлковый" путь.
КУЛЬТУРНЫЙ
Несомненно, культуры народов Украины и КНР разные, так же как и отношения к своим культурам.
Возможно, что Китайцы, создав свою небольшую инфраструктуру, смогут научить наш народ таким забытым вещам, как уважение к людям, здоровая конкуренция, вежливость, экономия, бережливость и многим другим.
Достоинства: Влияние культуры древнего востока всегда было сильнее.
Недостатки: Возможна демографическая зависимость и всплески криминальной активности на национальной ноте.
Теперь давайте отбросим все амбиции и посмотрим на это решение ещё раз.
Выгодно ли строительство такого порта для Украины? - Да!
Выгодно ли это Евросоюзу или НАТО? - Нет!»
_______
Итак, вот мы с вами узнали, что об этом думают сами крымчане.
Единственно, с чем я бы не согласился, так это с тем, что такой порт не выгоден Евросоюзу. На мой взгляд, выгоден, да еще как. По тем расчетам, что мне попадались ранее у тех же одесситов, глубоководный черноморский порт, способный принимать, допустим, океанские контейнеровозы, в состоянии повлиять на снижение стоимости товарного импорта для Европы на 25-30 и более процентов. И пусть Евросоюз для Китая по товарообороту не на первом месте, но снижение цены для европейцев и возможность увеличения (sig!) внедолларовых расчетов (читай между строк, к примеру,
здесь) несет очень и очень серьезную угрозу для и так уже пошатнувшейся стабильности гегемонии США и благосостояния всего их эсшэашного народа.
И вот если принять во внимание эти факты, то здесь, как раз-таки и начинает проявляться понимание, зачем Штатам все это нужно, и почему европейцы мягко пытаются эту тему с себя стряхнуть.
Доллар все больше и больше грозит уйти у США из-под ног. Вот! Вот где, возможно, порылась украинская собака! А так же иракская и ливийская собаки - там же тоже хотели перейти на нефтерасчеты в евро, вроде бы? И что на месте тех стран теперь?
Поэтому краткое резюме.
1. То, что подконтрольная Украина стратегически была важна для США, у которых
в черном море ну совсем нет никаких военных кораблей «обеспечивающих безопасность торговли» и защиту доллара США - теперь понятно.
(да, поднимите руки те, кому нравится, как вооруженные силы США обычно «обеспечивают безопасность торговли». Спасибо.)
2. То, что Барак Обама может войти в историю США как "Президент, потерявший Крым», и это не будет звучать как шутка - тоже понятно.
3. То, что украинский кейс - это периферия глобального противостояния «Должника и Кредитора» (США vs КНР) - с этим мы тоже, похоже, разобрались.
Ну, а при чем здесь Лужков - читайте на уже упомянутом
Луркморье.
И еще: любителям футурологии советую прочитать довольно занятный
пятидесятисемистраничный текст авторства некоего Геннадия Потапенко, из Симферополя. Мы уже встречали сегодня эту фамилию, если вы не забыли. Вот из него отрывок:
"...Военный переворот 2025 года стал следствием экономического кризиса, в который Украина сваливалась все годы независимости, и окончательно провалилась в 2014 году. Страна объявила дефолт, и все предшествующие распри политических элит оказались только разминкой перед настоящим Смутным Временем.
Украинский металл перестали покупать на внешних рынках, заваленных металлом китайским и бразильским, украинский уголь перестали покупать из-за переизбытка австралийского и китайского угля. Сотни тысяч голодных людей бесплатно вышли на майданы. Черные джипы, перламутровые «бентли» и игрушечные SLK забрасывали камнями. Череда выборов в Верховную Раду сопровождалась бесконечными заседаниями Конституционного Суда. Среди политиков появилась мода не просто подкатывать к ЦИКу на бронетранспортёре, а въезжать внутрь и подавать документы через десантный люк. От этой привычки до желания исключить из повестки дня досадное препятствие в виде ЦИКа и въехать на бронетранспортёре прямо в Верховную Раду - оставался всего один шаг.
Гражданская война на Украине стала такой же опереттой, как вся история с обретением независимости в конце XX века. Политический хулиган встретил военных авантюристов, один проиграл выборы, другие проиграли в кабинетных битвах за должности и сферы влияния, и вот, сидя за богато накрытым столом на даче в сосновом бору... Военный переворот устраивали не самые сильные или наиболее влиятельные, а шайка неудачников, которым нечего было терять. За военной хунтой не стояли политические идеи, финансово-промышленные кланы или мировые масоны - а лишь коррупция и дилетантизм, замешанные на страхе перед расплатой и передозе неудовлетворённых амбиций.
Услышав первые новости о бронетехнике на Грушевского, в Мариинском парке и на Банковой - все авантюристы и негодяи в стране вздохнули с облегчением. Заниматься политикой на Украине с 1991 года могли только авантюристы и негодяи, поэтому вздох облегчения прокатился по всей стране, от поссоветов до Кабмина. Безвестный лузер избавил более осторожных или трусливых коллег от ответственности за первый шаг: все последующие действия объявлялись ответными, вынужденными, неизбежными...»
Текст был подан на конкурс фантастов "Россия-Украина 2033». Если я правильно понимаю, в 2011 году, еще был жив
Борис Васильев...
Хорошего вечера.