(Истории с фотографиями. Предисловие
https://capitan-zapasa.livejournal.com/16449.html История вторая. Несостоявшийся альбом
https://capitan-zapasa.livejournal.com/16660.html)
Забегает ко мне в гости моя соученица по школе (мы тогда жили рядом). В панике.
- Учусь заочно в Институте культуры, нужно сдавать курс «Фотография», а я не знаю, с какой стороны за фотоаппарат держатся.
- Когда сдавать?
- Через неделю в городе К.
- На какую тему фотографии?
- Не знаю…
- Тогда ты через неделю сдашь свои работы и преподаватель будет доволен!
- Так не бывает!!!
- Бывает.
- До завтра прочитаешь одну книжку. Всё остальное - ручками! Твоими! (А книжка - «Композиция в фотографии», автора уже не помню).
На следующий день - экзамен по книжке. На стенку подаются слайды, команда «Компонуй!». Слайд, как правило, несколько больше того, что видно в объектив фотоаппарата, да и задания могут быть разными: «Скомпонуй мне портрет» (из репортажной фотографии) или «покажи мне цветок астры» (из фотографии клумбы)… Прошли около 200 слайдов, выкомпоновывая из одного слайда до трёх «фотографий» и разбирая каждую из предложенных компоновок. Появилось какое-то «полуавтоматическое» (а какое ещё может появиться за один вечер?) понимание, как строится кадр, как уравновешивается композиция и т.п.
-Завтра приходишь ко мне с пятью плёнками 32, 64 и 130 единиц ГОСТа, фотобумагой №2, № 3, №4 и № 7 и соответствующим количеством реактивов для проявления и печати.
- А почему 5 плёнок?
- А потому, что с одной плёнки можно получить 5 - 7 достойных кадров…
- Я согласна! Но я через три дня уезжаю…
- Тебе хватит.
На второй день с утра - практика зарядки плёнки в фотоаппарат. Вроде, простая процедура, но в темноте наощупь тоже можно «налажать». Поэтому сначала - на засвеченной плёнке при свете, потом - на ней же - в темноте, а только потом - на «реальной» плёнке в темноте. Оценка - 4 (одна плёнка всё же оказалась намотанной неправильно). Теперь можно идти снимать! Но - что?
Принимаем управленческое решение - все жанры по чуть-чуть. Поехали.
С дальней, географически «высокой» окраины города мы прошли до центра и потом вышли на Набережную (для днепрян - с Первого Тополя по Кирова в парк Чкалова и на Днепр). По дороге снимали всё, достойное внимания: архитектуру, пейзажи, «репортажи» и прочее. Всё это под разговоры о параметрах съёмки, особенностях освещения («а сюда мы вернёмся, когда солнце будет вон там - получится хороший кадр!»), специфике фотоплёнок и фотобумаг, работе с растворами и о прочих особенностях фотодела. Истратили почти всю плёнку. Иногда я говорил: «Сними вот это!» а потом брал фотоаппарат и дублировал снимок, лишь чуть-чуть изменив точку съёмки. Мол, потом разберёмся, какой снимок лучше (ну, человеку же уезжать - нужны хорошие снимки!). На обратном пути ещё спустились в балку, поснимали цветы и нарвали букет для спецэффектов. А уже дома сняли пару портретов в интерьере (для полноты коллекции).
Вернулись домой. Следующий этап - приготовление растворов и проявка. Растворы готовить - работа для женщины несложная. Но ведь это не всё. Нужно ещё и заправить плёнку в бачок для проявки. Причём, заправить так, чтобы витки плёнки нигде не касались друг друга. Снова тренировки: сначала на свету, потом - в темноте, потом - работа с только что отснятыми плёнками (тут уж пришлось присутствовать на месте и контролировать процесс). Всё нормально, проявились, повесили плёнки сушиться. А между тем, день заканчивался. Наступала ночь - самое подходящее время для печатания фотографий.
Сделали растворы для печати, вынули фотоувеличитель и разобрались, как он собирается и как работает. Залили растворы в ванночки, достали фотобумагу, сняли плёнки с сушки. Включили красный фонарь - начали печатать (да-да, печатать, красный фонарь там по технологии нужен).
Об искусстве печатать фотографии можно, наверное, писать толстые книги, но я не буду. Скажу только, что и тут пришлось немало поработать, объясняя, почему эту фотографию имеет смысл печатать на этой бумаге, когда вынимать снимок из ванночки, зачем нужен стоп-раствор между проявителем и закрепителем и т.д. Ну и пришлось (в порядке учёбы) достать из «загашников» разные виды бумаги: матовую, тиснёную.... Кстати, на печати сразу и выяснилось, что - да! - далеко не каждый кадр с плёнки может быть достоин того, чтобы быть перенесённым на бумагу: 5 - 7 кадров с плёнки, как я и обещал… И на каждый кадр, чтобы он получился, как задумано - 2 - 3 листа фотобумаги. Напоследок решили напечатать контактные фотографии. На одной из них были цветы и листья из букета (того, что мы нарвали в балке), а на другой - «драгоценности»: кольца, серьги, подвески - что нашлось из украшений. Тоже получилось достаточно мило…
На следующее утро мы глянцевали фотографии (ночью они, естественно, «мылись»). Посмотрев на результаты нашей деятельности, моя соученица только и спросила: «И я всё это сделала?». Да, она реально всё это сделала. Почти сама!
Дальше - её впечатления от того, что получилось. «Приезжаю - получаю большущий лист бумаги и команду разместить все фотографии на нём. 36 фотографий как раз помещается. А потом эти листы вывешиваются на стенках актового зала для всеобщего обозрения… Захожу в зал. У всех листов - пусто, у одного - толпа. Подхожу - у моего!!! Оказывается, нужно было снимать искусство. Поэтому все снимали что-то из зала, самые умные - плюс то, что за кулисами. И только у меня было всё!!! Всё, что реально можно снять фотоаппаратом. То есть, моим «искусством» стало искусство фотографии! Естественно, я получила высшую оценку без сдачи экзамена».
А ещё через неделю она продемонстрировала мне полный комплект фотооборудования, который купила себе.
А ещё через много лет, когда мы встретились, я удостоился похвалы за то, что научил её фотографировать. У неё росла дочка и она с большим удовольствием снимала как дочка растёт!
А всего-то трое суток!!!