Недостающее звено экономики Я влюбился в этот детский сад Японии, где с 3 лет детям преподают ТРИЗ
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, - набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем. Основу ТРИЗа составляют 40 общих приёмов создания изобретений, 76 стандартных шаблонов решений и некоторое количество других идей.
Смекалка
Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся (а лучше бы ещё чаще). И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения - это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.
Чем ТРИЗ-педагогика отличается от классической и развивающей педагогики?
В классической педагогике формула содержания обучения - «делай как я», иногда «делай как я сказал», в развивающей педагогике мы ставим перед ребенком проблему и вместе ищем решение, но инструмент решения находиться в руках учителя. Формула тризовского обучения - дети сами учатся видеть и решать задачи. Причем «видеть» - это ключевое слово, потому что иначе нет смысла давать ему инструменты для решений.
Как реализуется ТРИЗ-подход на практике?
ТРИЗ мы можем использовать в качестве содержания общения с ребенком и в качестве содержания обучения. В первом случае мы не выстраиваем систематическое обучение, а просто на каждом шагу стремимся увидеть задачу. Самый простой пример - допустим в группе детского сада у всех детей есть внешне одинаковые чашки. Задание: как запомнить свою чашку? Ребенок должен сравнить, придумать как ему выделить свою чашку, сделать отличительные признаки. Здесь мы идем от той естественной ситуации, в которой находится ребенок.
Второй вариант - использование ТРИЗ в качестве содержания обучения
В этом случае мы изучаем инструменты, которые имеет ТРИЗ (противоречия, идеальный конечный результат, ресурсы и т. д.) и учимся их использовать при решении задач. Например, возьмем ситуацию, когда сломался карандаш. Используем анализ противоречий: это хорошо или плохо? Плохо, потому что нельзя сейчас им рисовать, но будет ли он хорош для чего-то другого?
Или возьмем литературный пример и рассмотрим его как задачу: «Наша Таня громко плачет». Давайте подумаем, как Тане можно достать мяч? Палочкой. А если палочки нет. Если была бы лужа, она могла бы зайти. Но в речку она не зайдет, она может сама утонуть. Искать лодку - лодки нет и т. д. Ребенок предлагает варианты и мы их вместе оцениваем с точки зрения эффективности. Искать решения можно интуитивно, используя метод проб и ошибок, а можно сознательно, применяя приемы ТРИЗ.
«Детям необходима опасность в небольших дозах» - о необычном детском саде, где нет правил
Бесконечная игровая площадка, огромное открытое пространство, отсутствие ограничений и возможность целый день резвиться под дождём или ярким солнцем - японский детсад «Фудзи» мало похож на привычные дошкольные учреждения. Чем необычен этот суперсовременный детский сад и почему он входит в список самых интересных детсадов мира?
Здание без стен
Необычный детский сад находится недалеко от Токио и принимает примерно 600 детей не старше 6-ти лет. Спроектировал чудо-здание архитектор и отец двоих детей Такахару Тезука. Он признаётся: на создание «Фудзи» его вдохновили собственные дочь и сын. Такахару Тезука смотрел на то, как они растут, как им нравится проводить время, чем они интересуются и понимал, как должен выглядеть детский сад мечты. Такой, чтобы малыши искренне полюбили это место и не хотели его покидать.
© Tezuka Architects, Katsuhisa Kida
Так родилась идея здания без стен, ограждений и строгих границ. Здесь малыши бегают, резвятся, играют, причём они сами выбирают, где им находиться и в какой части детсада проводить время. Свобода, независимость и самостоятельность - в этом детском саду дети могут развиваться безгранично и творчески. При этом, конечно, предусмотрена система безопасности, в частности, специальные защитные сетки и перила, не позволяющие ребятам свалиться и получить травму.
В «Фудзи» вы не найдёте ни одной закрытой стены. Просторные окна есть даже в ванных комнатах. А через окна на потолке в Рождество к ребятам спускается Санта-Клаус с подарками и поздравлениями.
Свобода и самостоятельность воспитанников
По сути, японский детсад «Фудзи» - это большая, плоская и круглая крыша, вся поверхность которой и есть игровая площадка. На пологой крыше есть всё необходимое для малышей: кухонная зона, ванные комнаты, скамейки и столы. Дети практически всё время предоставлены сами себе: они самостоятельно организуют свой досуг, справляются со сложностями и находят себе занятия по душе.
© Tezuka Architects, Katsuhisa Kida
«Детям необходима опасность в небольших дозах. В таких ситуациях они учатся помогать друг другу. Это и есть общество», - заявляет архитектор Такахару Тезука.
Конечно, есть в «Фудзи» и воспитатели, но главенствуют здесь принципы свободного обучения и педагогики Монтессори. Это значит, что дети здесь свободны и самостоятельны. Безусловно, определённые границы есть, но они не так строги и чётки, как в привычных, классических детских садах. Система Монтессори предполагает, что физическое и психическое развитие ребёнка должно проходить естественно и непринуждённо. Причём важный элемент педагогики - это подготовленная окружающая среда. Таковой является и необычный детский сад в Японии. Свободное и просторное помещение, возможность выбирать места для занятий и самостоятельно обустраивать свой уголок для игр - главные отличительные особенности детсада «Фудзи».
«Когда вы помещаете много детей в тихую комнату, некоторые из них начинают сильно нервничать. Но в этом детском саду нет никаких причин нервничать, потому что нет никаких границ», - заявляет архитектор Такахару Тезука.
Бесконечная игровая площадка
Детский сад «Фудзи» называют большой детской деревней. Визуально это место действительно напоминает целый населённый пункт, где главные жители - дети. Здесь они бегают и прыгают по бесконечно огромной территории, устанавливают свои порядки и по-взрослому решают возникшие спорные ситуации.
Японский архитектор Такахару Тезука не раз заявлял, что его миссия - делать людей счастливыми и улыбчивыми. А что может быть радостнее для малышей, чем игры на огромной открытой площадке в компании сверстников?
Игры в любую погоду
Палящее солнце, ветер, дождь - для воспитанников детского сада «Фудзи» нет плохой погоды, ведь каждая таит в себе массу приключений, загадок и волшебства. Малыши обожают мокнуть под тёплым дождём, и здесь им никто этого не запрещает. Импровизированные водопады, специальные раздвижные двери, открывающиеся в хорошую погоду, - всё для того, чтобы дети ощущали волшебность и необычность этого места.
«Вы должны знать, что вы водонепроницаемы. Вы никогда не растаете под дождём. Дети должны находиться на улице», - говорит Такахару Тезука.
Климат Японии позволяет легко находиться на открытом воздухе практически круглый год, и малышам из Страны восходящего солнца грех этим не пользоваться.
Лазать по деревьям - разрешено!
Вообще слово «нельзя» в японском детском саду «Фудзи» почти не используют. Здесь не встретить строгих воспитателей, которые не разрешают прыгать, бегать, толкаться и лазать по деревьям.
Деревья есть в каждом классе детского сада. Дети самостоятельно оценивают ситуацию и решают, можно ли, например, спрыгнуть с дерева, не опасно ли это?
© AAISO
Три больших дерева на территории «Фудзи» стали органичной частью уникального проекта. Для них в крыше сделаны отверстия, которые закрыты сеткой в целях безопасности. По этим деревьям малыши с удовольствием лазают и прыгают с них на ту самую сетку.
Архитектор Такахару Тезука уверен: детей нужно защищать, оберегать и опекать, но это не значит, что следует помещать их в клетку и ничего не разрешать - «Не контролируйте детей. Не оберегайте их слишком сильно. Иногда им нужно падать. Это помогает им учиться жить в этом мире».