Samoan Tattoes, или Испытание По-Самоански

Nov 14, 2012 00:59



В октябре во Франкфурте проходила ежегодная крупнейшая книжная ярмарка. В этом году Почетным Гостем стала Новая Зеландия. Организация, где я прохожу сейчас стажировку,  проводила в те дни сопутствующее мероприятие, а именно фестиваль, проходивший на главной площади города в рамках этой самой выставки.

И вот одними из гостей-артистов стала танцевальная группа Tatau Pacific Dance Group.  Было кем-то сказано изначально, что они из Новой Зеландии, соответственно, мой интерес повысился втрое, поскольку сразу стало понятно, что организационные вопросы с ними можно было решать по-английски, а не по-немецки.






Выступали они три дня подряд, сет длился 30 минут, но за эти 30 минут они умудрялись с первых же секунд завести публику и собрать чуть - ли не пол площади своими зажигательными танцами.  Я бы не назвала их выступление верхом эстетики или профессионализма, но то, что эти ребята вытворяли под ремиксы  поп-эстрады и R&B, не могло не покорить! Они балдели от каждой нотки, от каждого жеста, а с ними балдела и публика! Центровым  танцором являлся упитанный мужчина, который за минуту умудрялся показывать мышцами лица всю палитру человеческих эмоций. Артистизма и экспрессии ему уж точно было не занимать. Нетрудно догадаться, что своей плавностью жестов, чувством ритма и даже где-то женственностью, он сражал наповал абсолютно всех!

Но не только жесты и выражения лиц приковывали взгляд. Я лично была поражена их татуированными телами. Да чего уж лукавить: в начале посчитала эти тату сценической раскраской, и уже после их первого выступления, познакомившись с  менеджером во время организации их обеда, спросила, что означает этот «боевой раскрас». Тут-то и выяснилось, что ребята из Самоа, а не Новой Зеландии. На вопрос, имеют ли эти тату особенный смысл, мне был дан весьма содержательный ответ - «да».  Ну тут уж fair enough-каков вопрос - таков ответ :)  Что удивительно, сами танцоры были мало разговорчивыми, хоть и приветливыми.  Казалось, они и шагу не могли ступить и ответить без своего менеджера или же парня-барабанщика, который, к слову сказать, был без тату. В принципе мало,  чего можно было добиться от танцоров  во время их обеда, когда  они с бoльшим  усердием уплетали кебабы и сосиски (а вот тут я не могу не отметить порции,  которыми эти ребята поглощали еду -  каждый съедал по порции шашлыка, ребрышек, немецких сосисок и шницеля.. одно жареное мясо и в неимоверных количествах. От заказа глаза округлялись не только у меня, но и у продавца, которому я  этот заказ и объявляла).

На третий день я все-таки добилась ответа от менеджера, почему же у него нет этих тату, и почему они у всех одинаковы. Он поделился, что себе обязательно сделает, поскольку Самоанский мужчина не может быть без тату, но уже который год копит деньги на данную дорогостоящую процедуру, и что  эти тату являются частью их культуры и национальной традиции.

Вот тут уже любопытство разгорелось пламенным огнем: придя домой, первым делом начала искать статьи о Самоанских мужчских  тату, и результат, действительно впечатлил.

Традиционное  самоанское тату, или же Pe'a, не что иное, как орнамент, набиваемый на нижнюю часть тела, от поясницы до колен. Учитывая, что само слово тату, вошедшее в обиход английского языка, имеет полинезийские корни,  несложно догадаться, что вся культура татуирования вполне могла зародиться в Полинезии. Соответственно, в Самоа царит культ тату.

Процесс  набивания орнамента, Pe'a,  является серьезным испытанием для каждого самоанца. Процесс долгий, занимает несколько недель, весьма болезненный и, как уже было сказано, дорогостоящий. Так же орнамент включает в себя большую площадь сплошной краски, что увеличивает болезненность в несколько раз.  Поэтому мужчины, прошедшие этот пусть от начала до конца, пользуются особым почетом в стране за их смелость и называются soga'imiti. При этом нетатуированного мужчину называют telefua или telenoa, что в переводе означает Голый.  Раньше ритуал был обязательным требованием для  обретения статуса  мужчины. Времена, конечно, изменились, но все равно традиционно большая часть мужчин совершают этот обряд. И наличие «голых» больше объясняется  отсутствием у них денежных средств, нежели смелости или выдержки.

Процесс набивания Pe'a теоретически должен проходить в 5 стадий и длиться 10 дней: с каждым  свободным днем между стадиями для отдыха кожи и снятия воспаления ­/припухлости. Процесс заживления пораженных участков кожи занимает  и вовсе не менее года.

Зачастую мастер работает с 2-6 помощниками, каждый из которых ответственен за определенную часть процесса - кто-то обрабатывает иглы и расчески, кто-то стабилизирует кожу, кто-то вытирает кровь, кто-то помогает при покраске и т.д. Самым болезненным участком становится область пупка, при этом нужно отметить, что женщины также набивают себе тату (малу), но их рисунок намного проще и содержит  меньшую площадь  покрытия краской.

Каждый геометрический рисунок традиционно нес  свою смысловую нагрузку: каждая линия могла означать родословную, социальный статус и т.д.  Инструменты также имели огромную роль - даже сейчас наряду с модернизированными иглами и оборудованием, сохранилась традиция использовать первоначальные инструменты, типа клыка кабана и традиционных расчесок.

Самое любопытное, что только после такого мини-исследования, я узнала, что слово тату зародилось от самоанского слова Татау. А если вспомнить название танцевальной группы, все винтики и шурупчики в голове вкручиваются, и создается полная широкоформатная картинка:)


















Photo - Ernst Stratmann
Дополнительная информация - Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">http://www.samoa.co.uk/tattoos.html

germany, tattoo, samoa, Франкфурт, frankfurt

Previous post Next post
Up