(no subject)

Jul 01, 2011 20:22

image You can watch this video on www.livejournal.com


«Ген, ответственный за хорею Хантингтона, уже выделен, так что каждый из нас может точно уз­нать не только о том, заболеет ли он, но и том, ко­гда он заболеет этим расстройством. Возникнове­ние болезни зависит от генетического сбоя - своего рода заикания, многократного повтора «слова» CAG внутри гена: возраст, в котором разовьется сла­боумие, строго зависит от количества CAG-повторов в определенном месте гена (если сорок повто­ров - первые симптомы проявятся в сорок девять лет, если этих повторов сорок один - то в пятьдесят четыре года... если их будет пятьдесят, то в двадцать семь лет). Хорошие условия жизни, занятия физ­культурой, лучшие лекарства, здоровое питание, любовь и поддержка семьи ничем не могут помочь - чистый фатализм, независимый от влияния окружа­ющей среды. Лечения не существует, мы ничего не можем с этим поделать. Так что же нам следует делать, когда мы знаем, что, пройдя тестирование и получив положительный ответ на тест, мы можем точно узнать, когда мы потеряем рассудок и умрем? Возможно ли себе представить более открытое столкновение с бессмысленной случайностью, оп­ределяющей нашу жизнь?
Таким образом, хорея Хантингтона ставит нас перед тревожной альтернативой: если в моей семье встречалось это заболевание, следует ли мне прохо­дить тест, который со всей неизбежностью опреде­лит, заболею ли я (и когда), или нет? Какое решение мне принять? Если я не в состоянии перенести из­вестие о времени моей смерти, идеальным (скорее фантастическим, нежели реалистичным) решени­ем может оказаться следующее: я поручаю другому лицу или институту, которым я полностью доверяю, протестировать меня, но НЕ СООБЩАТЬ МНЕ РЕ­ЗУЛЬТАТ для того только, чтобы неожиданно и без­ болезненно убить меня во сне как раз накануне при­ступа моей неминуемой болезни... Однако пробле­ма такого решения состоит в том, что я знаю, что Другой знает (правду о моей болезни), и это портит все и отдает меня во власть ужасающих, гнетущих подозрений.
Лакан привлек внимание к этому парадоксаль­ному статусу знания о знании Другого. Вспомните вы­шеупомянутый финальный переворот в Веке невин­ности- Эдит Уортон, в котором муж, долгие годы скрывавший свою страстную любовь к графине Оленской, узнает, что его молодая жена все это вре­мя знала о его тайной страсти. Вероятно, таким образом можно было бы спасти неудачный фильм «Мосты округа Мэдисон», если бы в конце фильма умирающей Франческе стало известно, что ее муж, кажущийся простофилей, все это время знал о ее коротком страстном романе с фотографом из National Geographic, знал, сколь много этот роман зна­чил для нее, но молчал, чтобы не навредить ей.
В этом и заключается загадка знания: как так полу­чается, что вся психическая экономия ситуации ме­няется коренным образом не тогда, когда герой не­посредственно узнает что-то (некий давно храни­мый секрет), но когда он узнает, что другой (кого он считал не знающим) также все это время об этом знал, но лишь притворялся не знающим ради соблюде­ния внешних приличий - разве может быть что-то более унизительное, чем ситуация, в которой муж внезапно узнает, что жена всегда знала о его тайном увлечении, но молчала из вежливости или, что еще хуже, из любви к нему?
Но является ли идеальным прямо противопо­ложное решение: если я подозреваю, что мой ребе­нок может заболеть, я тестирую его так, чтобы он об этом ничего не знал, а затем безболезненно убиваю его накануне того, как грянет беда? Образ СЧА­СТЬЯ, стоящий за таким решением, - это образ безымянного государственного института, который
делает для нас все без нашего ведома - но снова воз­никает вопрос: знаем ли мы об этом (о том, что зна­ет другой), или нет? Путь к совершенному тотали­тарному обществу открыт... Есть только один способ решения этой головоломки: что если сам посыл -
представление о главном этическом долге, повеле­вающем защищать Другого от боли и держать его в блаженном неведении, - неверен? Поэтому когда Хабермас выступает за ограничения биогенетиче­ских манипуляций, ссылаясь на то, что они угрожа­ют человеческой автономии, свободе и достоинст­ву", он по-философски «жульничает», скрывает ис­тинную причину того, почему его аргументы кажут­ся убедительными: на самом деле он говорит не об автономии и свободе, но о счастье - именно ради счастья он, великий представитель традиции Прос­вещения, принимает сторону консерваторов, защищающих блаженное неведение. В этом смысле хри­стианское учение «не только обнаружило закон, но и предусмотрело исключения»: только исключение позволяет нам постичь чудо универсального закона».

cyberpunk

Previous post Next post
Up