Караван идёт дальше. Вторая часть: Шёлковый путь в период от империи Цинь до монголов. Обильно представлен могильник Астана, и конечно много органики - дерево, свитки, текстиль (об этом отдельно).
Увы, на выставке датировка была только по династиям, но не все так плохо. В частности, по гробнице 206 достаточно литературы. Гробница раскопана в 1975 году и принадлежит генералу Чжан Сюну (Zhang Xiong) и его жене. Генерал умер в 633 г, как раз во время присоединения Турфана к Танской империи. Жена прожила еще долго - до 688 года, по которому и датируется основной инвентарь.
С танскими всегда проще, да. Но самый-то жгучий интерес - к более ранним. Часто загадочно, почему Хань у них та, а не эта, а уж как они различают памятники послеханьские... Эта роскошная золотая пряжка, например, у них считается ханьской, и её аналоги тоже, но почему? и можно ли уточнить дату по контексту и т.п. - не дают ответа... .)
Интересный вопрос... Если говорить конкретно об этой пряжке, она была найдена еще в 1975м году в Карашаре, но механизм датирования непонятен и нигде не описан. Можно предположить, что датировали по её почти точной копии из Сеула, которую относят к 1 в до н.э - 1 в н.э. Кстати, карашарская пряжка выставлялась на Западе - в 2017 г в Метрополитан была выставка "Age of Empires: Chinese Art of the Qin and Han Dynasties (221 B.C.-A.D. 200)". Возможно, в каталоге выставки есть какая-то информация (у меня каталога нет к сожалению). Можно еще порыться в китайский первоисточниках, по идее там должны были объяснить почему Хань... Han Xiang 韓翔. “Yanqi guodu, Yanqi dudufu zhisuo yu Yanqi zhencheng: Bogedaqin gucheng diaocha” 焉耆國都、焉耆都督府治所與焉耆鎮城:博格達沁古城調查 (Capital city of Yanqi, Dudufu of Yanqi, and city of Yanqi: investigation of the ancient city of Bogedaqin). In Wenwu 文物 1982:4, 8-12.
Близкая найдена ещё в 50-х гг. в Шичжайшане (http://www.kronk.spb.ru/library/deopik-dv-1979.htm#162), причём её у нас её именуют то бронзовой, то золотой (http://www.kronk.spb.ru/library/its-rf-1975-ill.htm - Рис. 54, http://www.kronk.spb.ru/img/its-rf-1975-210.jpg), и там кажется логичной даже до-ханьская датировка - если верна атрибуция могильника, и если ханьское завоевание государства Дянь пресекло его существование. Однако эта дата противоречит многому из того, что мы знаем о хронологии язычковых пряжек - такие должны бы относиться ко временам после рубежа эр, уж никак не к до-ханьским. Что-то где-то явно не так, и мне кажется, что история язычковых пряжек, в общем, надёжнее китайских датировок.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Han Xiang 韓翔. “Yanqi guodu, Yanqi dudufu zhisuo yu Yanqi zhencheng: Bogedaqin gucheng diaocha” 焉耆國都、焉耆都督府治所與焉耆鎮城:博格達沁古城調查 (Capital city of Yanqi, Dudufu of Yanqi, and city of Yanqi: investigation of the ancient city of Bogedaqin). In Wenwu 文物 1982:4, 8-12.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment