Оглахты в непогоду

Aug 04, 2016 22:58

Иногда становишься первопроходцем даже в исхоженных местах. По словам старожилов, в такую погоду в Оглахты еще не рисковал ездить никто. Спасибо не побоявшимся ливня и ветра спутникам! Их смелость была вознаграждена - дождя в районе Оглахтинского хребта почти не было, зато можно было разглядеть петроглифы в мельчайших подробностях, понаслаждаться ( Read more... )

Минусинская котловина, тюрки, Средний Енисей, петроглифы, тагарцы

Leave a comment

atsman August 5 2016, 00:03:21 UTC
Великолепные фотографии.
На Сорок зубьев поднимались? Слышали о таких?

Reply

capdjazzz August 5 2016, 11:58:08 UTC
Спасибо :)
К зубьям поднимались, в первую очередь ради этого и ездили, так что дождь был даже в плюс. Фотографии сверху и петроглифы как раз оттуда :)

Reply

atsman August 5 2016, 12:58:48 UTC
Я про Сорок зубьев не случайно спросил. Вы не знаете, "Сорок зубьев" - это прописанный где-то в географических указателях-справочниках ороним или просто неофициальное, получившее с чьей-то легкой руки распространение звонкое название? Я понял (со слов anadoluogly), что это - "любительское", ранее не бытовавшее название Оглахты, действительно, миниатюрной горной страны, хребта, с многими "зубьями" (так в Хакасии и сопредельных территориях во многих местах). Как будто бы происхождение "Сорока зубьев" не связано с хакасским языком и не является переводом с хакасского. Кажется, хакасы никогда не называли Оглахты на своем хакасском языке "Сорок зубьев" - как-нибудь вроде Хырых тic или как-то в этом роде. Если бы было Хырых тic, это название в русифицированном виде было бы известно как Кырыктыш или Кириктиш или еще как-нибудь. Есть же Зубья в других местах, которые "зубья" и по-хакасски, и по-русски ( ... )

Reply

capdjazzz August 5 2016, 13:56:37 UTC
Да, интересный вопрос. Насколько я знаю, "Сорок зубьев" - неофициальное название и распространилось в связи с развитием туризма. Звучит ведь действительно звонко и сразу понятно о чем речь. Так что скорее всего Анадолу прав. Традиционное название Оглахтаг, да и число "сорок" больше характерно для западного мифотворчества :)

Reply

atsman August 5 2016, 14:04:20 UTC
Во-во. Скорее всего, это случай мой "Трех богатырей". Не случай "Трех колодцев", которые и по-узбекски "Уч кудук"...

Reply

capdjazzz August 5 2016, 14:15:11 UTC
Ага, похоже на то :) Кстати, а можно поподробнее про Тигiр Таян?

Reply

atsman August 5 2016, 14:45:42 UTC
Мало что могу сказать. Это --- просто гора, самая высокая в окрестностях Шира (она видна отовсюду), о трех различимых вершинах (потому мы и прозвали ее Три богатыря). Средняя - самая высокая, на ней когда-то, в советское время еще, поставили ретрансляционную вышку (все равно сигнал был слабый, и, помню, в телевизоре мало что было видно, он был самым уязвимым местом в моих каникулах ( ... )

Reply

capdjazzz August 5 2016, 15:42:04 UTC
Спасибо, очень интересно! История с пост-революционной утратой земли и имущества печальная, сочувствую. У моих предков тоже было подобное, правда не в Хакасии. Что ж, теперь это новая реперная точка (для меня во всяком случае), а не просто часть пейзажа у Шира! :)

Reply

atsman August 5 2016, 19:57:51 UTC
Есть планы побывать в Хакасии еще?

Reply

capdjazzz August 5 2016, 20:30:21 UTC
Конечно, обязательно :)

Reply

atsman August 5 2016, 15:07:31 UTC
Нашел запись. Оказалась ни о чем. Но --- гляньте. Там есть фото кургана :)))
http://atsman.livejournal.com/826906.html

Гора примерно здесь: 54.432418,89.837359

Рядом запись про Сундуки - http://atsman.livejournal.com/827391.html

Reply

capdjazzz August 5 2016, 15:50:19 UTC
Ох, насмотрелся на ваши грибы и появилось острое желание отправиться на их сбор! Хоть работу бросай! :))

С сундуков отличные фотки. Кстати, я там был примерно в те же сроки в 2010м, может мы пересекались? :) Тем более, что и одинкоую фигуру на скале припоминаю, видимо тот самый таинственный старец :))

Reply

atsman August 5 2016, 19:54:11 UTC
Это не вы на уазике были? С группой шаманов, водкой...? :)))
Шучу.
Вспомнил еще об одной полузабытой записи про тамошние нравы.
http://marloh.livejournal.com/2769.html

Reply

capdjazzz August 5 2016, 20:46:27 UTC
Группа каких-то шаманов с водкой была, но они были не со мной, а вот на уазике были шаманы в погонах :) Разошлись после легкого камлания :)

Очень интересная запись, реалии местной жизни душевно описаны :)

Reply

atsman August 5 2016, 21:24:04 UTC
:)))
Легкое камлание - в соответствии с местными традициями бутылка на брата. Действительно, "легко" отделались. У нас народ любит - во время и после камлания - на кулачках биться... :)))
Что до настоящих шаманов, их нынче - пруд пруди. Кого ни возьми, шаман. Много якобы потомственных. Еще этим любят промышлять женщины. Пусть. Они, кажется, безобидные. :)))
Больше всего я не верю шаманам с высшим образованием. Начитаются, понимаешь, книжек, в беседах щеголяют терминологией. Вот уж поистине учение - не свет! Попробовали бы стать шаманами, не учась в университетах! :)))
Интересная запись --- имеете в виду блог Марло?
Кого-нибудь из упомянутых в ней знаете? Встречались?

Reply

capdjazzz August 5 2016, 22:18:53 UTC
Да, шаманов много развелось. Хотя я ничего против не имею, но современное шаманство это в основном что-то из области сезонных народных промыслов (летом - туристы, осенью - грибы :)). Впрочем, это наверно неизбежный процесс, веление времени...

Шаманить имея высшее образование - это уже скорее диагноз ;)

Ага, блог Марло. Из упомянутых там знакомы все фамилии из научной среды, но лично с ними не встречался...

Reply


Leave a comment

Up