Власть наняла - власть и вышвырнула.

Nov 01, 2024 06:59


Об «Оппенгеймере» (режиссер Кристофер Нолан, 2023) долго «молчат» и… много судачат. На большом экране его так и не показывают, но слух о нем широко распространяется.


Это сложное для восприятия кино. Не линейный сюжет, не банальный пересказ биографии. Три часа почти непрерывного и очень динамичного диалога с вкраплением… интеллектуального показа постельных сцен интеллектуальных людей, мол, чем вдохновляются - он же не бабник, но интересна среда, в которой он находит своих женщин.)))

В фильме нет последовательного перечисления событий, не всегда успеваешь сразу схватить мысль.

И есть соблазн выдать непонятое за недостатки режиссуры.

Это еще простительно массовому зрителю, но в профессиональной критике такой ход - халтура. Если использование подобного приема осознанное, скорее всего критика ангажирована, направлена на принижение, а то и сокрытие, сути.

Теперь подробнее о моем впечатлении.

Одной из самых сильных сцен фильма стало всеобщее ликование по поводу успешного испытания атомной бомбы. Оппенгеймер и команда добились цели! Ученые, военные, обслуживающий персонал - все участники Манхэттенского проекта - ликуют в едином порыве. Они выполнили стоящую перед ними задачу. Атомная бомба создана!

Несмотря на разъедающие мозг сомнения, Оппенгеймер охвачен радостью и от успеха, и от осознания собственного вклада!

Зритель же… знающий из истории о катастрофических последствиях применения атомной бомбы, недоумевает - неужели и учёные, и здравомыслящие люди забыли о своих прежних сомнениях?! Куда ведет режиссер, неустанно напоминающий об этической стороне этой «медали»?! Неужели сцена ликования станет кульминацией фильма?!

Во второй части картины события разворачиваются иначе. С беспощадной ясностью раскрывается мысль - Власть, именно власть, ставит задачу, через надежных «винтиков» системы сорганизовывает, мотивирует людей - создание атомной бомбы необходимо в целях безопасности! Власть выбирает лучших для выполнения этой задачи.

Оппенгеймер и талантливый ученый, и талантливый организатор, хорошо знающий своих людей - молниеносно реагирует на конфликтные ситуации, не позволяя разгораться пожару сомнений. Его быстродействию можно позавидовать - мгновенно принимает адекватные решения. Расставляет приоритеты, вносит реально работающие предложения. Членам команды остается лишь подчиниться - настолько убедителен лидер!

Но по ходу фильма понимаешь, этому мозгу подвластна не только поставленная научная задача, ему дарован дар предвидения. В своем научном открытии, в создании атомной бомбы он отчетливо видит смертельную для человечества опасность. Он и свой талант, и свой труд и себя ассоциирует со Смертью:

«Я - смерть, разрушитель миров».

Такое заявление могло бы показаться кому-то… кокетством… Но оно оборачивается величайшей трагедией личности.

Увы, все эти мысли-сомнения губительны для построения карьеры в Системе. Власти не нужны нытики, о чем недвусмысленно говорит президент Америки, едва услышав о сомнениях ученого, об опасности использования ядерного «джинна». Двери системы бесстрастно захлопываются перед носом Оппенгеймера - отныне ему нет места в системе, нет доступа к секретам.

Величайший ученый мира в одно мгновенье оказывается за бортом.

Начинается новый виток выброса энергии - система обрушивается на гражданина страны, теперь беззащитного, лишенного поддержки власти, несмотря на оказанную ей некогда величайшую услугу, несмотря на служение этой власти. Теперь Оппенгеймер совершенно голый перед налетевшими стервятниками-завистниками, исступленно кромсающими его душу.

Люди системы не жалеют ни родных, ни друзей, ни коллег ученого, упиваясь своими обвинениями в шпионаже, допросом, искажающим истину, без какого бы то ни было опасения предстать перед судом. Ибо теперь они и есть «суд» -   несправедливый, пристрастный, как сведение личных счетов. Этим людям пофиг, что ученый, обвиненный в связи с коммунистами и утечке секретной информации, ни разу не очернил свой народ, не втаптывал в грязь родину, страну, которую любит, в которой живет. Им плевать. Теперь не страшно «топить изгоя» - есть негласная санкция.

Человек и Система - тема далеко не новая. Но не очень-то много фильмов такого накала и насыщенности на эту тему, как «Оппенгеймер», можно сегодня припомнить, мне кажется. Увы.

Это кино могло бы раздавить веру в людей, если бы эту веру не возвысило благородство тех, кто способен мыслить масштабно и великодушно.

Здесь можно было бы поставить точку - обнадеживающий финал фильма, достойная концовка истории. Но…

Но всё усложняет, делая фильм неоднозначным, сопоставление с реальностью - с тем, что зритель знает и видит не в кино, а в жизни.

Оппенгеймера оправдали, но проблема применения ядерного оружия этики научных открытий остается.

Проблематика выходит за рамки кинематографа. После фильма ощущение, что это кино только начало незаконченного разговора о влиянии политики на бытие на Земле. Мощная попытка…

Всем привет!

без защиты, система в действии, этика, Оппенгеймер, кино

Previous post Next post
Up