Сирийское телевидение недавно продемонстрировало большое количество оружия, захваченного у инсургентов в районе Дараа, точнее в Buser al Harir, около 60 км. на северо-восток от Дараа.
Click to view
По представленному видео:
M79 Osa Rocket Launcher
Была разработана в 1979 году в Югославии на основе модернизированной французской противотанковой системы LRAC F1, продолжает выпускаться в Хорватии ( как RL90 M95), Македонии и Сербии.
RPG-22
Одноразовый RPG, разработан также в конце 70-х, поставлен на вооружение в середине 80-х, производился в СССР и России (Базальт), Болгарии (как VMZ Sopot), поставлялась в Хорватию. На вооружении Сирийской армии не состоял.
M60 Recoilless Gun
Безоткатное противотанковое 82 мм. орудие, разрабоотано в Югославии, встало на вооружение Югославской Народной Армии в 1960-х, на складах в Сербии, Хорватии, Республике Македонии. На вооружении Сирийской армии не состоит.
Milkor MGL (MGL-MK1)
Ручной шестизарядный 60 мм. гранатомёт. Разработан в ЮАР в 1980, состоит на вооружении с 1983 года и по настоящее время. Производится в Хорватии по лицензии как RBG-6, на вооружении Сирийской армии не состоял.
Итак, у нас есть вооружения, которые Сирийское телевидение, небеспристрастное и не могущее потому хотя бы считаться совершенно объективным источником, показало общественности. Эта номенклатура не состоит на вооружении армии САР (за исключением M79 Osa), потому не может считаться «подброшенным» для дискредитации FSA (Free Syrian Army). Это настоящее оружие, на самом деле поставленное FSA из-за границы.
Таким образом:
1. Это контрабандное оружие, ввезёное для FSA на территорию Сирии.
Как я уже писал, никто не скрывает, что FSA получает поддержку из-за границы от различных интересантов. Так что таращить глаза незачем - никаких открытий тут нет.
Но кое с чем нам предстоит разобраться, просто чтобы дать вам общее представление о том, как обстоят дела.
Всё это оружие имеет общий элемент: происхождение. Всё оно связано с Балканами, с государствами, входившими в бывшую Югославию. Таким образом:
2. Оружие из одной партии, общего происхождения.
Stockpile был захвачен в городке Buser al Harir, расположенном на юге страны, недалеко от Иорданской границы.
В нынешних тактических условиях, перевозка такой партии вооружений через территорию страны - рискованный бизнес. Делаем вывод, что оружие от границы не могло быть транспортировано далеко, таким образом:
3. Партия оружия попала в Сирию с территории Иордании.
Я далек от мысли, что Иорданцы поставляют такие значительные партии оружия в Сирию, так напрямую вписываться в этот конфликт Абдалла II ни в коем случае не станет, Его Величество человек разумный и осторожный, если он и станет так грубо играть, то только на финальной стадии конфликта и только на стороне однозначного победителя. К тому же мне ничего не известно про что-либо подобное, въезжавшее в Иорданию с Балкан (Хорватия, Сербия, Черногория, Албания).
Но я знаю, что югославы поставляли оружие в Ирак, а сообщение между Багдадом и Амманом очень активное, транспортируют там чёрт знает что, да вообще всё, что угодно, особенно, если иорданские спецслужбы закрывают на это глаза - а такая игровая модальность участия в конфликте для иорданцев вполне характерна.
В 2007 года Сербия вела переговоры с Ираком о грандиозной поставке оружия на $833MM, впрочем, сумма контракта сократилась до $236MM, а само закупленное вооружение было признано некачественным или неподходящим для нужд армии, следовательно, подлежало утилизации или перепродаже.
В числе проданной номенклатуры были и обозначенные позиции, кроме гранатомётов Milkor.
В 2009 году Сербия заключала ещё один контракт с Ираком на $100MM, который загрузил практически все военныые заводы страны - в номенклатуре было противотанковое вооружение, RPG, штурмовые винтовки (модернизированные AK), путемёты - и это после того, как предыдущий контракт вызвал критику по причине непрозрачности, подозрений в коррумпированности закупщиков и низкого качества вооружений.
Официальные контракты, при всей существующей системе контроля, с такими странами, как Ирак не очень прозрачны в смысле их выполнения. Никто и никогда не поручится, что это вооружение лежит на складах иракской армии, а не отправилось путешествовать дальше. И это официальные контракты. Есть и неофициальные:
Montenegro Defence Industry (MDI), например, раньше называвшаяся «Jugoimport Mont», дочка Сербской компании «Jugoimport SDPR», до того, как Монтенегро (Черногория) отделилась от Сербии. Эта компания является официальным, с государственной аккредитацией, поставщиком товаров военного назначения. Такая же компании есть и в Албании - MEICO. И та, и другая связана с именем Слободана Тесича:
Через албанцев этот сербский бизнесмен (вот она, албанско-сербская дружба) поставлял оружие Гаддафи (в ящиках с маркировкой «запчасти для тракторов»), нынешний директор MDI Зоран Дамьянович был представителем Тесича во время закупки оружия (штурмовые винтовки, противотанковое оружие, снаряды) у того самого MEICO.
Господин Дамьянович также был засвечен в торговле с Ираком в 2005-2006 годах, отсидев пару недель в предварительном заключении по подозрению в запутывании транспортной отчётности по поставкам пулемётов для министерства обороны Ирака. В 2011 году MDI был обвинен одной из черногорских газет в поставках оружия Ливии. MDI поставляла миномёты и заряды к ним через airlift в Армению, оттуда они попадали в Сирию; также есть информация и о том, что контейнеры с оружием уходили в порт Латакия - то есть господа Тесич и Дамьянович торговали с обеими сторонами конфликта. Но, как люди осторожные, они не могли себе позволить это делать напрямую: поставки FSA шли и идут только опосредованно, через Ирак.
Зачем это Ираку: последние пару лет, пока развивался конфликт, общественное мнение привыкло к мысли, что Ирак в целом благожелательно относится к Ассаду и скорее уж поддержит его, чем суннитов, спонсируемых Саудовской Аравией и Катаром. Так думало, повторюсь, общественное мнение. Тем более, что позиции Ирана в Ираке сильны, в том числе и через шиитское лобби.
Но, во-первых, Ирак по-прежнему секторально расколот. И те беспорядки, которые происходят сейчас в стране по линии шиитского большинства и суннитского меньшинства, считающего, что его обделили в государственном управлении - хорошая иллюстрация: армию только на днях вывели из Фаллуджи, например, где иракским солдатам пришлось с помощью оружия подавлять беспорядки, граница с Иорданией формально закрывается время от времени, суннитские группы пытаются контролировать транспортные линии на северо-востоке, востоке страны. И, во-вторых, контролируемая контрабанда оружия с иракской территории является эпизодом внутрииракских разборок между партиями сторонников иракского и саудовского/катарского влияния: одна из попыток втянуть Ирак в конфликт, опосредованно (так как в лоб это сразу не получится из-за более-менее официальной линии Багдада по поводу сирийского конфликта), попытка «определить» место Ирака между основными игроками.
Какие-какие там контракты недавно заключала Россия с Ираком, надеясь восстановить многолетнюю дружбу и сотрудничество? Очередной приступ инфантилизма, идеализма и недальновидности.
Таким образом, as a bottom line, Российским сторонникам Ассада стоило бы приглядеться и к своим "геополитическим друзьям", а не только к "кровавым империалистам" из NATO.