Я, если честно, и пошёл-то изначально, чтобы не сидеть дома в хорошую погоду и чтобы изгнать нескончаемое чувство одиночества. Совершенно неожиданно испытал катарсис, но тем не менее ничего записывать не хотел - мол, все и так уже всё сказали.
Но моя башка, наверное, так устроена, что не может не думать о понравившемся, поэтому кое-что всё-таки записываю.
Итак, Фуриоза. Или даже ФУРИОЗА (ПЫЩПЫЩ)!!!!!! Задним числом догнала мысль, что это архетип Жанны д'Арк, так, на минуточку (причём об архетипах можно говорить именно в терминологическом смысле, и сейчас скажу почему, просто в научной работе я бы это слегка по-другому формулировал). Друзья, назовите мне хоть один фильм, где предводительницей восстания, более того, спасительницей мира оказывалась бы женщина? Да, она - мессианская фигура в самом что ни на есть архетипическом смысле (слово "искупление", "redemption" - в ту же копилку). Пустыня с блужданиями по ней и выдавливанием рабов (вернее, в данном случае - рабынь) по капле в поисках Земли Обетованной ("Зелёных Земель") становится в тот же ряд.
Where must we go, we who wander this wasteland, in search of our better selves. The First History Man - стилизовано если не под Библию, то под эпос точно и идеально вписывается в мир "Дороги ярости".
И вот что ещё я нашёл в сети про эту фразу:
Actually "the First History Man" is a direct quote from Francis Fukuyama, which is an American political scientist.
In his book The End of History and Last Man, he describes a metaphorical concept: The First History Man. The Man who must win the battle in the beginning of history, to decide his fate: the winner becomes the free man, and the loser becomes slave.
I believe George Miller quotes this concept in its precise meaning.
Очень Тупой Боевик. С Фрэнсисом Фукуямой и "Концом истории", да. Я подозреваю, что таких интересных отсылок там не одна - так что у меня куча причин добыть себе копию на английском и пересмотреть.
Народ анализирует библейские образы в фильме - говорят об Аде на Земле, о последней битве Добра и Зла, и, конечно, о надежде - как её понимает каждый из героев. Вот тут хотелось бы остановиться поподробнее - потому что надежда эта самая что ни на есть толкиновская эстель, надежда сквозь безнадёжность. (У "жён", впрочем, поначалу скорее амдир - найти "Зелёные Земли", но она тоже превращается в эстель в итоге). И да, все, абсолютно все в итоге находят свои better selves, хотя больше всех тут отличился обкуренный мальчик-зайчик, который сначала верил Бессмертному Джо и мечтал попасать в Вальгаллу, а потом сумел и влюбиться, и пожертвовать собой, спасая беглянок. То самое "рождение человеческого в человеке", о чём я и писал, говоря о Докторе.
С беглянками тоже всё интересно: при первом их появлении я захотел фыркнуть и противным голосом сказать "объективааааация" (ах, ножки, ах, белые простынки - подозреваю, так всё и задумано), но потом, потом...потом оказалось, что все они могут сражаться и следовать извечному "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
А бабки с автоматами?
А прекрасные глаза Шарлиз Терон?
Пожалуй, есть единственное, в чём я не соглашусь с
arashi_opera - тот мир угробили не мужики, а один конкретный му...жик. Солдаты Джо тоже низведены до уровня вещей, им ничуть не лучше, чем женщинам. А вот спасают мир женщины, тут не поспоришь (и в том числе поэтому я смело могу сказать, что "Дорога ярости" - лучший из виденных мной фильмов такого жанра). Да, это гимн феминизму, но феминизму в самом широком и в самом лучшем смысле, именно феминизму как равенству полов (истерические крики про бритьё ног или про то, что "женщина выше этих свиней") тут ни при чём. Рождение человеческого в человеке. Каждый может проявить себя с лучшей стороны. Каждый имеет право на человеческую жизнь, а не на существование в виде вещи (мужики должны сражаться, женщины рожать...ничего не напоминает?).
Но как раз такие штуки потихонечку и ломают привитую тысячелетней культурой лабуду типа "женщина - существо слабое". Создают, так сказать, прецедент.
Да, безусловно, это развлекательный жанр, это экшн, но сделано это кино превосходно, более того - искренне. Видно, что народу нравилось то, что они делали, и видно чёткое понимание целей. Потому что тематика для современного человеческого общества, ёлки-палки, актуальная: я, если честно, сидел и удивлялся, как вообще ЭТО разрешили показывать в России?
И я думаю, получается очень круто, если развлекательные жанры транслируют правильные ценности - не то чтобы "высоколобая" литература или "интеллектуальное" кино этого никогда не делали (такое представление было бы сильно наивным), но развлекательным жанрам как минимум легче достучаться до широкой аудитории. "Высокая" литература ищет новые пути, "развлекательная" говорит с большим количеством людей (хотя граница, как всегда, условна). И нет, мне не стыдно смотреть такое замечательное кино -оно, во-первых, помогло мне не тосковать, а во-вторых, я ещё и большое эстетическое удовольствие получил - помимо всего прочего, фильм очень красиво снят, одни пески чего стоят.
Так что желающим сказать "фупазор" могу ответить словами Льюиса - а вот когда ты станешь достаточно взрослой/взрослым, чтобы снова любить сказки...
PS:
Click to view
И вот ещё:
ФЬЮРИВЕСТНИК
Над безжизненной саванной ветер гонит тучи пыли. Между пылью и дорогой резво носятся машины. Кто с шестом, кто с огнемётом, а на неком самосвале вообще стоят колонки, и укурыш с бас-гитарой что есть силы бьет по струнам, вторя грому барабанов. Он кричит, и в этом крике воины полураспада слышат ярость и веселье. В этом крике - жажда смерти и уверенность в Вальгалле! Брызнув в зубы серебрянкой, отморозки рвутся в битву, непременно умоляя перед этим их запомнить (как же, хрен таких забудешь). Девки стонут в недрах фуры, мечутся по всей кабине: грохот взрывов их пугает, но еще сильней пугает перспектива жить в гареме. Джо Несмертный робко прячет морду жирную под маской, но напрасно! Гордый Харди водит смело и свободно, то давя на газ ногою, то другой вжимая тормоз, Мелу Гибсону подобный. Где-то рядом Фуриоза с металлической рукою тоже очень гордо реет - черный демон феминизма - ищет, ищет искупленья... Бьются тачки... Дохнут люди... Все мрачней и гуще экшн.
- Пусть скорее грянет сиквел!
(c)
отсюда PPS: Ну и не могу не, вечное, из всем известного произведения.
Голова его была полна всяких нелепых историй, вычитанных в рыцарских книгах, и он наяву бредил кровавыми битвами, рыцарскими поединками, любовными свиданиями, похищениями, злыми магами и добрыми волшебниками. Мало-помалу он совсем перестал отличать правду от выдумки, и ему казалось, что на всем свете нет ничего достовернее этих историй. Он с таким пылом толковал о героях различных романов, словно это были лучшие его друзья и знакомые... В конце концов от вечного сидения в четырех стенах, бессонных ночей и непрерывного чтения бедный идальго совсем рехнулся. (с)