Жил-был кот. Обычный такой кот, ростом невелик, мехами небогат, глазами ясен, когтями остер, да только одна беда: совсем не умел кот пропитание себе добывать, как и жив был - неизвестно. Мышь задавит - весь день сокрушается, не хочу, мол, живую тварь мучить. Прохожий кусок бросит - опять грустит кот, дескать, жалкий я и негодный, раз подачками кормлюсь. Только и умел кот, что песни звонкие петь, сказки рассказывать да еще под волынку плясать.
Бранила кота котовья родня. Неправильный ты, говорили, кот, давай-ка сантименты свои бросай да иди охотиться, вон братец твой мышей целыми связками в дом носит, давит не глядя да еще собак походя гоняет. А коль силы в лапах нет и смекалки охотничьей не нажил, так сядь под окнами, сделай глаза пожалобней да мяучь погромче, и накормят тебя, и погладят, а то и к себе жить возьмут. Да только не хотел кот ни злым охотником становиться, ни лебезить да выпрашивать, а уж к кому попало жить идти - это он и вовсе хуже смерти почитал. А хотел он петь, да плясать, да сказки говорить.
Куда ты, говорили, годен такой. Плясать только малым котятам годится, а тебе о деле бы думать, а не козлом скакать. Да и сказки твои заумные, не поймешь ничего - нет бы про Кота-Баюна или про кошкин дом сказывал, а ты все про нечисть лесную да рыцарей заморских. Поешь ты, правда, красиво, да силы в твоем голосе нет. Вон Васька соседский как мявкнет, так стекла дрожат, а ты что там мурлычешь, не разобрать? Никакого от тебя, кот, толка, помрешь ты с голоду!
Обиделся кот и из дома ушел. Шел и думал: а может, права родня? Может, правда я кот негодный? Может, надо мне песни-сказки забыть, клыки навострить да пойти охотиться? Вон, сестрица-то единоутробная тоже вроде меня была, ночи напролет сидела на крыше да пела. А пригрозила ей родня - пошла на охоту, теперь мышам да крысам от нее пощады нет. Да только слышал я давеча - сидит на своей крыше и хуже собаки на луну воет, тошно ей с той охоты и с той жизни. Двоюродный братец - тот хотел хитрее быть, там приласкался, там подмурлыкнул, живет теперь в высоком доме на бархатной подушке. Да только и ему невмоготу, что ни ночь - наружу рвется, да рамы двойные и двери стальные не пускают.
Долго ли, коротко ли шел кот, а пришел он к самому морю. Сел на берег и загрустил. Видать, и правда негодный кот, без родни ни кусочка не добыл. Да только, чем клыки растить или глазки умильные делать, утопиться проще. И совсем было собрался кот с причала прыгать, как видит - стоит корабль, белоснежный да нарядный, и сигнал подает - торопитесь, уплываю в далекие края! Была не была, думает кот, проберусь на корабль да уплыву. Может, мир посмотрю да пригожусь где, а нет - так в море прыгнуть всегда успею.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Плыл корабль, плыл и приплыл на зеленый остров. Вышел кот на берег и пошел куда глаза глядят. Да только глаза глядели вперед, а гавань позади осталась. Забыл кот обратную дорогу, а солнце уже садится. Ничего не поделаешь, надо на ночлег проситься.
Видит кот - стоит на холме замок высокий, флаги ни башнях развеваются. Страшно стало коту, а делать нечего - другого жилья нет, в чистом поле не заночуешь. Поскребся он лапкой и вошел.
А жил в том замке то ли граф, то ли герцог, а может, и вовсе король. И было у него три сына. Старший день и ночь готов был на волынке играть, да только некому слушать было - наскучил он всем в замке, а до соседей три дня скакать. Средний больше всего на свете сказки любил, да глазами был слаб, сам читать не мог. Бывало, мать уже с ног валится и заговариваться начинает, а сыну еще сказок подавай. А младший еще в колыбели лежал да всему замку спать не давал.
Вошел кот во двор, видит - старший королевич на волынке играет. Да так хорошо, что хоть и устал кот, а пустился в пляс. Королевич опять играет - опять кот пляшет, да так искусно, что глаз не оторвать. Обрадовался королевич, погладил кота и своим ужином поделился.
Вошел кот в замок, там средний королевич в кресле сидит, брови хмурит - некому ему сказку рассказать, отец на охоту уехал, мать с младшим занята. Запрыгнул кот в кресло и давай про лесного царя рассказывать, да про рыцарей отважных, да про чудищ страшных. Королевич сам уже устал, а у кота сказок еще на неделю в запасе. Обрадовался средний королевич, бантик коту повязал и все любимые книги показал.
Поднялся кот по лестнице, там крик стоит - самый младший королевич никак не уснет, мать уже и качала его, и кормила, и добром просила, и грозила, да все без толку. Подошел кот к колыбели, сел рядом и тихо-тихо песню запел, самую ласковую. Заулыбался младший королевич да и заснул. Тут уже и мать-королева кота расцеловала, мех расчесала, стал наш кот красавцем писаным.
Так он в замке и живет, сказки сказывает, пляшет да песни поет. Заходите и вы послушать.
(с)
isgerdr