Gaetano Donizetti - Lucia di Lammermoor (Joan Sutherland, Alfredo Kraus) (МЕТ, 1982)

Oct 03, 2013 05:37

Это совершенно ошизенная Лючия, так что я тут сижу-подбираю слова уже несколько часов. Для того, чтобы проникнуться этой музыкой, всего-то и потребовалось - чтобы Бонинг продирижировал, а Сазерленд с Краусом спели. Вот права была Джойс - если относиться к музыке бельканто с должным уважением и восхищением, то она отплатит сторицей. Но для того, чтобы эта музыка заиграла всеми красками, надо быть Мастером, это вам не Чайковский-порву-русскую-рубаху-на-десять-истерик-впечатлю-практически-любого-слушателя-с-первого-раза (у Чайковского я многие вещи люблю, если что, это так, для сравнения - потому что ярко, красочно и убойно).
В очередной раз могу сказать - тот, кто заявил, что Саз не умеет играть, был неправ. Увы, некоторым людям сдержанность и благородство могут показаться холодностью и отмороженностью - я тоже раньше этим грешил, за что теперь мне стыдно. Как минимум, имеем шикарную сцену безумия (кстати, все по-олдовому выходили кланяться после каждого акта (или правильнее сказать - после каждой сцены? Роме видней), так вот, в Сазерленд на поклонах сохранилась частичка безумия Лючии, такое часто бывает у артистов, Араси, помнится, рассказывала про Люшечек, выходящих на поклоны с выражением лица "а я что, жива, да?"). Ну и по мелочи - как она тает, когда Эдгар признаётся ей в любви, как она в испуге отшатывается от навязанного жениха. Мой научрук в таких случаях говорил "заткните уши, нельзя так о литературе", так вот заткните уши, нельзя так о литературе, но КАКАЯ ЖЕ ТВАРЬ ЭТОТ БАРИТОНАЛЬНЫЙ БРАТЕЦ! УУУ! И бас, ещё один специалист по использованию техники НЛП, тоже гад! БУ!
Про Крауса я уже успел услышать, что он хороший, но несколько одинаковый - не знаю пока, что на это ответить, успел послушать целиком Эдгара (который, как вы поняли, абсолютно меня покорил) и частично Герцога (который тоже меня покорил), так вот они абсолютно разные. Впрочем, если человек пел всего с десяток партий, а герои все блаааародны и прекрасны, то, вероятно, они и будут похожи (угу, и Герцог в некотором смысле тоже блааароден. Милая блааародная тварь, в чём и трагедь - Нари права).
Постановка традиционная, без особой режиссёрской мысли - зато имеются красивые декорации и костюмы (Саз меняет аж четыре платья за постановку), но красивости не мешают наслаждаться музыкой, это не Франко-ставили-оперу-ограбили-Эрмитаж-Дзеффирелли; имеется неплохая сценография, имеется актёрская режиссура - каждый персонаж получился очень живым (чуть не забыл сказать - маленький приз зрительских симпатий получает Пол Плишка за гениальное передразнивание Лючии, в смысле, за произнесение фразы "и где мой жених?" с истинно трепетно-девьими интонациями).
Эта постановка оказалась идеальной лично для меня - вероятно, тому, кто любит режоперу, было бы скучно, а мне скучно не было, более того, мне было хорошо и офигительно, я не хотел сложных концепций и ребусов, я хотел celebrate the music и я это получил.
А теперь к самому основному, то есть к МУЗЫКЕ.
Я не могу ничего сказать, кроме того, что это НЕ ЛЮДИ. Люди не могут быть НАСТОЛЬКО ИДЕАЛЬНЫ.
Началось всё с секстета, который я нашёл на тюбике (краткое содержание: она взволнована, значит, сознаёт свою вину - бедная Лючия, на что я её толкаю - БЕДНАЯ ЙА!!!):

image Click to view


Прокрутил его несколько раз. Взвыл. Побегал по потолку. Побежал просить Рому, чтобы он показал мне эту постановку.

СЕПТИМУС (пpодолжая читать письмо): Почемy вы остановились?
(Томасина пеpеводит с латинского. У нее некотоpые затpyднения)
ТОМАСИHА:... Solio insessa... In igne... cидя на тpоне...в пламени... и также на сyдне... сидела цаpица...
*******
ТОМАСИHА:... Ветеp, благоyхавший сладко... purpuris velis...в пypпypных паpyсах... или пypпypными паpyсами... или без пурпурных парусов
********
ТОМАСИHА:... Был подобен... чемy-то... с помощью, или посpедством, или чеpез любовников - ох, Септимyс! - musica tibiarum imperabat - мyзыка флейт повелевала...
СЕПТИМУС: Лyчше - «пpавила»
ТОМАСИHА: Сеpебpяные весла... волновали океан... как бyдто...любовными касаниями...
СЕПТИМУС: Вот это хоpошо!
******
ТОМАСИHА:... Regina reclinabat - цаpица pаскинyлась - praeter describtionem - неописyемо... в золотом шатpе, подобная Венеpе или свеpх того...
СЕПТИМУС: Попpобyйте внести сюда хоть немного поэзии.
ТОМАСИHА: Откуда взять поэзию, когда в латыни ее нет?
СЕПТИМУС: Тоже мне кpитик!
**************
СЕПТИМУС: ***Hо мы отвлеклись. Позвольте, я попpобyю дать вам вольный пеpевод этих стихов. Помнится, в Хаppоy я был сильнее в этой дисциплине, чем лоpд Байpон.
(Беpет листок из pyк Томасины и внимательно изyчает его, пpокpyчивая в мозгy латинские фpазы, пpежде чем взяться за дело)
Итак: Цаpица восседала на ладье, подобной пламенеющемy тpонy, и ветеp - что ветеp? ах, да - аpоматным дyновеньем ласкал любовно пypпyp паpyсов.
ТОМАСИHА (она все поняла и пpишла в бешенство): Обманщик!
СЕПТИМУС (спокойно): Сеpебpяные весла волновали пpозpачные покpовы океана...
ТОМАСИHА: Обманщик!
СЕПТИМУС: И звyки флейты втоpили им в такт.
ТОМАСИHА (топнyв ножкой): Обманщик! Обманщик! Обманщик!
СЕПТИМУС (с поpазительной легкостью): Казалось, океан в любовной стpасти стpемился лечь к ногам цаpицы томной, котоpая, в неизъяснимой неге, pаскинyлась на ложе дpагоценном...
ТОМАСИHА (в слезах выбегая в сад): Чтоб вы сдохли!
(c)
Вот и я так же - заткнуть бы уши и убежать, идите, эльфы, обратно к себе под холм, люди не могут так идеально строить, люди не могут обладать такими голосами, люди не могут ТАК чувствовать и понимать музыку, наконец.
Ну и вот - самый главный нелюдь:

image Click to view


Да, это великая Сазерленд. Да, ей тогда было пятьдесят шесть лет. Да, её голос звучит идеально.
Да, если разбирать по косточкам - она вроде бы некрасива. Но мне как-то абсолютно всё равно, какая у человека фигура и какая нижняя челюсть, если он поёт ВОТ ТАК.
Помнится, мы с кем-то в жж обсуждали - мол, не лучше ли делать фильмы-оперы, а певцы, если не соответствуют своим персонажам внешне, пусть просто озвучивают.
Онеты, Баба-Яга в лице меня против. Во-первых, а что тогда делать с театром? (живая музыка для меня самая правильная всё-таки). Во-вторых, мне интересно смотреть на певца, творящего образ, не только в том смысле, что я фиксирую какие-то профессиональные штучки, хотя и это тоже; просто поющий человек создаёт образ немножко не так, как чисто драматический актёр - потому что пляшет, извините меня за каламбур, от музыки; ну и в-третьих, вытекающее из во-вторых, актёр, который не музыкант, на мой взгляд, не будет обладать всем арсеналом нужных средств (как пример - кинорежиссёры, пытающиеся работать с оперой, чаще всего творят несусветное). Ну и вообще, я хочу смотреть на Сазерленд, потому что она велика и прекрасна. Отдать голос Сазерленд какой-то фифе исключительно потому, что у фифы модельная внешность? Простите, НЕТ! (Зато в качестве видеоряда многим оперонькам идеально подойдёт анимация - особенно масштабным штукам типа Турандот или Вагнера).
Краус тоже совершенно прекрасен. Чуть помоложе был ещё круче, хотя казалось бы - НУ КУДА ЕЩЁ-ТО?!!! Но он офигителен и поёт так, как сейчас не умеют (да чего там, в шестьдесят пять лет молодых певцов уделывал только так).
Ещё (к вопросу об актёрской игре) мне кажется, что из сцены самоубийства Эдгара очень легко сделать смешное и нелепое - так вот Краус мало того, что не делает смешно, он делает так, что кот хочет расплакаться. (Млин, мне далеко не на всякой смерти Лю плакать хочется, при том что Лю - это абсолютно моё и про меня).
А сколько во всей этой истории благородства и прочих высоких чувств, оказывается - не меньше, чем у всеми любимого Верди так точно, да и страсти истинно шекспировского размаха выходят - кстати, пролистывал тут Скотта, так он в одном месте эпиграф из "Ромео и Джульетты" поставил. Для тех, кто не понял, называется.
Сазерленд тоже богиня и эталон, а Волга впадает в Каспийское море, а солнышко светит и согревает землю, а я капитан Очевидность.
И Краус с Сазерленд, мне кажется, идеально подходят друг другу - именно потому что "благородная сдержанность" это основная характеристика обоих.
Теперь - традиционно картинки.
Обложка:


Сазерленд и Краус:


(Безумно нравится это синее платье. Настолько, что даже захотелось себе такое, притом что я обычно хочу себе вот ту пажескую шапочку с пером или вот эту жилетку).
Лючия с братцем-баритоном:


Толпа с басом во главе:


Безумная Лючия:


Бонусом - Милле "Ламмермурская невеста".


От всего этого у меня осталось, как ни странно (или как раз совсем НЕ странно? роман я пока не читал, но исправлю это безобразие) - вполне себе вальтер-скоттово впечатление. Таинственная история, потерявшаяся в дымке веков, которую пересказывают с исправлениями и добавлениями, и никто уже не помнит, что на самом деле было, а чего не было потому что романтизм на дворе, зато так хорошо рассказывать страшные истории, допустим, ночью у костра! "Итак, дети, жила когда-то некая Люси..." И от этого почему-то совсем не страшно, а, напротив, очень-очень хорошо.
Вот и мне очень хорошо - но мне-то хорошо от столкновения с настоящим искусством прежде всего.
PS: Впечатлившиеся качают вот тут.

donizetti, opera, прекрасное

Previous post Next post
Up