Ссылка украдена у
arashi_opera Наиболее же принципиальным отличием музыки барокко от музыки последующих периодов была её бесконфликтность. Разумеется, не в ругательном смысле, применимом к худшим образцам соцреалистического искусства, а в очень узком и специфическом. Придумав какой-то музыкальный образ, композиторы барокко были склонны поворачивать его перед слушателем разными сверкающими гранями, а не разбивать вдребезги о другие музыкальные образы, как это стало принято делать впоследствии. Установив какое-либо настроение, композитор эпохи барокко раскрывает музыкой все его нюансы, стараясь при этом его ни в коем случае не «спугнуть». Именно поэтому про барочных композиторов иногда говорят, что они «умели чувствовать долго». На протяжении любого законченного музыкального отрывка преобладает, как правило, только какая-то одна эмоция. По крайней мере, насколько мы можем судить, а судить мы можем весьма примерно. Слишком уж давно это было, слишком уж далека от нас тогдашняя эстетика.
Нет, противопоставлять друг другу музыкальные образы в эпоху барокко умели прекрасно. Например, первая часть медленная, а вторая быстрая, или первая часть в мажоре, а вторая в миноре. Это пожалуйста, это сколько угодно. Но противопоставление - ещё не конфликт. В конфликте противоборствующие стороны активно взаимодействуют и в ходе этого взаимодействия меняются. Можно сказать, что барочные композиторы не сливали вместе вещества, которые бурно реагируют друг с другом, а аккуратно хранили их по отдельности на соседних полочках в красивых пузырьках. Ещё можно сказать, что в музыке барокко потенциальной энергии больше, чем кинетической, а в музыке последующих эпох - наоборот. А ещё можно сказать, что музыка эпохи барокко - это «райский сад музыкальных образов». Спасибо большое автору статьи, теперь я окончательно поняла, почему барокко - это мой мир, и почему там действительно можно говорить о христианском мировоззрении (собственно, мы с
narloth_nolde эту тему уже поднимали).