Получила эстетическое удовольствие, ибо Рягузова и Миронова ожидаемо прекрасны, да и тенор (Мариус Манеа) хороший попался (с баритоном (Алеш Йенис), правда, не свезло, ну так "всё и сразу" никогда не бывает).
Постановка Бернара абстрактна и эклектична (при желании там можно найти и тридцатые, и сороковые, и пятидесятые годы прошлого столетия), мне скорее понравилась, чем нет.
Я не стремлюсь насытить постановку бытовыми деталями, важнее передать дух свободы и ощущение близкого и недостижимого счастья. Фоном для действия будет парижское небо - настроение обитателей мансарды или посетителей блошиного рынка будет меняться вместе с его окраской. "Богема" в Михайловском театре - это не реальность, перемещённая на сцену, это скорее спектакль-сон, спектакль-мечта. - слова самого Бернара.
И как-то мне даже захотелось написать апологетику этого самого дела - притом что Пуччини вообще-то не люблю. Но "Богема" - это "Богема".
Зацепилось моё ухо за обвинение в "мелодраматичности" и "мыле" - ну так вот мелодраматичности и мыла там не больше чем, допустим, у Ремарка (про недостатки которого не написал только ленивый - а тем не менее, в юном возрасте его все или почти любили).
А ария Колена про пальто?! Это ж О'Генри, просто "Дары волхвов" в музыке. Вот, казалось бы, зачем суетиться из-за девушки, которая всё равно скоро умрёт? Продавать единственное пальто, покупать лекарство и муфту? А затем, блин, что это по-человечески.
Вот за это, собственно, я "Богему" и люблю - человеческая она. Лёгкая, простая и правильная. Про людей. Про лучшее, что есть в нас, обыкновенных людях)
Да, там нет эпичности "Турандот" - но есть не менее прекрасные и глубокие простые волшебные вещи.
Что касается музыки, которая "до Верди не дотягивает" - во-первых, сравнение, на мой взгляд, некорректно, творили они всё-таки в разные периоды, во-вторых, это ещё смотря с каким Верди сравнивать, у него ж есть целая куча проходных вещей, одни Фоскари чего стоят впрочем, Верди я тоже не особо люблю, а посему затыкаюсь.
А пуччиньевскую музыку, которая очень иллюстративна и кинематографична (падающий снег, луч солнца на лице умирающей Мими...), надо воспринимать в комплексе с сюжетом, видеорядом и т.д. кто сказал интермедиальность?, так вот комплекс, существующий в "Богеме", меня трогает.
PS: Из забавностей - перед спектаклем вывели на сцену спонсора и долго произносили всякую полагающуюся благодарственную туфту (а потом её же произносил уже сам спонсор). Не, меценатство - это прекрасно, искуйство надо поддерживать, но учитывая сюжет оперы...
Тихо хихикал, по-моему, весь зал.
Не, господа, я бедный пуччиньевский художник, им и останусь. Вот поэтому у меня никогда не будет денег, ы.
PPS: Хочется прокачаться настолько, чтобы когда-нибудь спеть вальс Мюзетты...