Это удивительное место сложилось исторически, причём очень давно - уже к середине XVIII века. Но известность обрело только во второй половине XIX столетия, благодаря гению Фёдора Михайловича Достоевского. Писатель назвал Пять углов «нервным узлом Петербурга», чем спровоцировал настоящее паломничество к этому странному перекрёстку. Уже полтора столетия сюда идут поклонники самого петербургского из русских классиков, чтобы самим пройти по этим мостовым, вдохнуть этот воздух, попытаться увидеть город его глазами... и, возможно, разгадать тайну Пяти углов, места с уникальным энергетическим фоном, петербургского «бермудского треугольника».
![](http://ic.pics.livejournal.com/cantadora_1st/72797256/188800/188800_300.jpg)
Местные жители, те, что уже не в первом поколении заселяют здешние дворы-колодцы, отвечают на вопросы о мистическом перекрёстке уклончиво и неохотно.
- Правда ли, что люди пропадали?
- Ну, мало ли, где они пропадали...
Никто вам не скажет ни да, ни нет. Питерцы умеют хранить свои секреты. История и топография места, изложенные в сухих фактах и цифрах, мало что могут поведать. Разве что (если вам не приходилось здесь бывать) станет ясно, почему оно именно так называется. Это нестандартный перекрёсток одного проспекта (Загородного) и трёх улиц (Рубинштейна, Разъезжей и Ломоносова), то есть углов образовалось не четыре, как обычно, а целых пять.
Нехарактерно для Петербурга, с его геометрической структурой и безупречными прямыми углами! Но так уж сложилось. Как тут ни вспомнить о том, что «пятый угол» - это фактически синоним чего-то небывалого, не существующего в природе. В каждом городском перекрёстке должно быть четыре угла - но здесь их пять, и от этого факта никуда не деться. Таинственный город тут явил свою неевклидову геометрию...
В своё время Углы были облюбованы теми, кто увлекался оккультными науками, магией и эзотерикой - они инстинктивно чувствовали открывшийся здесь канал в иномирье. На углу Загородного и Рубинштейна (в то время - Троицкий переулок) жила гадалка, точно предсказавшая смерть Пушкина и Лермонтова...
Неповторимая энергетика места объясняется, как мне кажется, тем, что на Пяти углах в одной точке сходятся энергетические потоки четырёх совершенно разных по духу питерских улиц - деловитая суетливость Загородного, угрюмая весёлость Разъезжей, строгая сдержанность улицы Ломоносова и изысканная одухотворённость улицы Рубинштейна сливаются здесь в общий фон, ни с чем не сравнимый по сложности и насыщенности.
Это и есть настоящий дух Петербурга - потому многие верят, что бестелесный и безымянный хранитель города, своеобразный городской «домовой» обитает именно здесь.
Так что Достоевский, как это свойственно истинным талантам, очень точно угадал про «нервный узел»... Именно на Пяти углах он «поселил» Настасью Филипповну из «Идиота», одну из самых трагических своих героинь, в душе которой, как и здесь, сливались воедино разнонаправленные потоки энергии и бушевали необъяснимые противоречия, от которых людям делалось тоскливо и страшно - но в то же время их неудержимо тянуло к ней... И если достаточно долго простоять здесь, начинает казаться, будто роковая Настасья Филипповна могла материализоваться в пространстве, оживлённая густым, веками настоянным духом Пяти углов, и до сих пор живёт здесь, и вот-вот покажется - хотя бы вон в том окне - или каблуки её застучат вот по этому тротуару...