Первооткрывательские мысли
"- А кем вы работали?
- Геологом.
- И что вы открыли?"
Из разговора в очереди за пенсией
В январе мою супругу на работе обрадовали: Сказали, что она представлена к премированию как одна из первооткрывателей месторождения золота. Причем главный геолог при этом был сильно удивлен. Дело в том, что первооткрывательство произошло около 20 лет назад, когда мы с ней работали в другой геологической экспедиции.
Получение денег всегда приятно. Неожиданное получение - вдвойне. Ну а то, что она официально признана первооткрывателем… Геологов много - первооткрывателей мало.
В общем в начале февраля ей на телефон пришло SMS о переводе на ее карточку денег. А на работе к ней обратилась бухгалтер с просьбой сказать номер моей карточки. Оказывается меня тоже не забыли. У меня карточки нет (о том, почему у меня нет карточки я писал в 2016 г. Там есть ссылки на предыдущие посты на эту тему)
http://cannoter.livejournal.com/42485.html и пришлось им делать перевод на Наташину карточку.
Это все была преамбула Ну а амбула в том, что геолог глядя на геологическое строение рудного поля с вынесенными рудными телами, но без границ месторождений, этого месторождения и не найдет. Поэтому надо объяснить в чем тут фокус.
Но я оказался в затруднении. Оеазывается названия месторождений нельзя упоминать в открытой печати. Секретность большая чем в СССР. Поэтому для простоты называть то, что восточнее - «Восток», а западнее - «Запад».
Теперь надо рассказать предисторию.
Мы с Наташей начали работать в той ГРЭ в 1996 г. Она в группе подсчета запасов, я в геолотделе, В 1997 году у нас сменился главный геолог. Прежний ушел на повышение Новый же пришел со стороны. И нам и гл. геологу казалась странной структура ГРЭ. Вместо привычных нам ГРП на разведке (а работы шли по трем проектам) работали группы: Горной разведки, буровой разведки и подсчета запасов. Т.е сегодня геолог-документатор работал на одном участке, а завтра на другом. Сводные данные были только у подсчетчиков.
На «Востоке» уже с 70-х годов работал рудник и задачей геологов было прирастить запасы уже известных рудных тел на глубину. При нас полевых работ там уже не было из-за отсутствия необходимой техники. Зато на «Западе» работы шли вовсю. Шахта, бурение скважин с поверхности и из подземных выработок. Между же ними был расположен наш геологический поселок. Учитывая то, что здесь наносы от 10 до 40 метров можно понять, почему про геологическое строение этого участка было известно мало. Вот в 90-х и было принято решение его изучить. У участка конечно было имя. Но я назову его простенько - «Центр».
Из-за того, что не было геолога, ответственного за геологические результаты, и отсутствия необходимости давать по нему прирост запасов, работы шли абы как.
Горный цех проходил шурфы. В этих шурфах проходились почти только квершлаги (выработки вкрест простирания). Они фактически служили отсутствующими канавами.
Буровой цех бурил скважины там, где буровикам удобнее.
Геологи же только документировали и опробовали. Никакого анализа полученных результатов.
Вот в Госкомгеолоии и решили, что нечего выкидывать деньги на ветер. К нам пришел приказ писать геологический отчет. «Запасов от вас не ждем, отчитайтесь об истраченных деньгах».
Главный геолог поручил Наташе просмотреть все материалы и выжать все что можно. Ознакомившись с имевшимися данными (в основном первичной документацией, из сводной только планы горных работ и 2 или 3 разреза) она увидела, что руда есть. Но в основном зто точки, которые возможно вытянуть в тела. Вот она и предложила пробурить еще скважины сколько возможно за оставшееся время. Но бурить уже только в определенных местах. Там где они помогут нарастить тела.
Самая же большая заковыка была в том, что у рудных тел в уже известных месторождений было разное простирание, отличавшееся на 45 °. И было непонятно каково же их поведение на стыке. Наташа же выбрала вариант, в котором границей служит пояс даек. в северной части участка субмеридионального простирания. На том рудном поле это не самое тривиальное решение. Известны случаи когда рудные тела пересекают дайки.
В общем когда посчитали запасы, то ужаснулись. Много. Пересчитали по более жестким критериям. Осталось примерно 2/3 от первоначального.
У этого подсчета был только один недостаток - разведочная сеть редковата. При требованиях 60-80 метров, здесь же получилось 80-120, местами до 180.
Повезли мы отчет в Ташкент (главный геолог в моем сопровождении). В Управлении геологии наша работа очень понравилась. Но сеть есть сеть… Было сказано, что отчет будет принят при условии двух положительных рецензий. (Обычно требуется одна). Назначены рецензенты (обычно рецензента выбирает автор отчета). А рецензенты из разных организаций, имеющие разные точки зрения. Но все прошло на отлично. А через год вышла новая инструкция, в которой разведочная сеть для разведки по такой категории запасов уже не 80 метров, а как у нас, 120.
У читателя этого текста может возникнуть вопрос - а причем тут я? Какую я играл роль?
Поэтому поясню: Основные главы отчета (геологическое строение, подсчет запасов и еще такого же ранга) писали главный геолог и Наташа. А главы, которые геологи обычно не любят, но они должны быть обязательно (Массовые поиски, технология руды, каротаж скважин, топо-маркшейдерские работы, экология, и т.п.) писал я. Скорее всего не весь набор, какие я писал конкретно главы уже и не помню (тем более что подобных глав я написал довольно большое количество для разных отчетов разных ГРЭ) , потому что у меня хватало и другой работы: На мне были о
рганизация и контроль за печатанием и проверкой текста, черчения, а затем размножения графики. А также у нас применялось интересное стимулирование. Заключался договор между мной и ГРЭ на выполнение составительско-оформительских работ по отчету или проекту. Я отвечал за выполнение всех этих работ. Каждый месяц обсчитывал страницы текста, квадратные дециметры графики и актировал согласно расценкам. После первой актировки удалось выбить процентов 70 этой суммы, в последующем - от 25 до 50. Я составлял список работников, участвовавших в этих работах и распределял вознаграждение согласно вклада.
От меня требовали, чтобы в списке были только ИТР. Но я все равно добивался, чтобы хотя бы немного доставалось машинисткам и чертежницам.
А ведь все это помимо текучки, обычной для нач ГО, которым я к этому времени уже стал..
Насчет же самого месторождения… С одной стороны оно состоит из западного фланга месторождения «Восток» и восточного месторождения «Запад». С другой стороны рудные тела «Центра» не являются продолжением рудных тел «Востока» и «Запада» а самостоятельны.
Первооткрывательские мысли закончились. Пора первозакрываться.