Тайная история капитана Врунгеля.

Dec 22, 2020 15:23

Капитан Врунгель из известной книжки -- однозначно сотрудник Разведупра ГШ ВМФ. Вернее, предшествующих ему структур (повесть была опубликована в 1937, то есть за год до того, как военно-морская разведка была консолидирована под крышей Разведывательного отдела НКВМФ), исследующий ТВД как на случай грядущей войны, так и на дальнюю перспективу (для Большого Океанского Флота, построенного после войны Кузнецовым, но создание которого было запланировано в тридцатых). Прикрытие "яхтсмен-разгильдяй, который может случайно залезть в любую запретную зону в вплотную к любой ВМБ" -- идеальное, но небезупречное (западные военно-морские контрразведки Христофор Бонифатьича "вычислили" довольно быстро).

Посмотрите на маршрут "Беды". Сначала Врунгель настойчиво и с разных ракурсов "облизывает" побережье южной Норвегии вокруг Ставангера (область, традиционно не входившую в "зону особого внимания" российских ВМФ, но жизненно важную для сценария "прорыв в Северную Атлантику в случае конфликта с Англией").

Следующая остановка -- Гамбург. Всё абсолютно логично. Гитлер только что объявил об отказе от выполнения версальских соглашений, так что важно знать, чего стОят укрепления крупнейшего порта нацистов в предвкушении Большой Войны.

Потом Врунгель берет курс на... та-дамм... ПОРТСМУТ! His Majesty's Naval Base, Portsmouth. Кронштадт Британской Империи, главную базу британских ВМС. Да-да-да, "погоняться в регате вокруг острова Уайт", разумеется :) Заодно замеряя глубины и вскрывая структуру береговой обороны (то, с какой скоростью засекли "Беду", зашедшую в запретку, и откуда примчался шугавший яхту корабль, много может сказать грамотному человеку).

Оттуда "Беда" идёт в Гибралтар. Ну тоже "случайно" поболтаться вокруг Скалы и оценить крутость и обороноспособность британской ВМБ. А по дороге (ну чтоб не терять форму) инспектирует побережье Бретани. Тоже логично. Франция -- крупнейший европейский игрок. Понимание, чего стоит её береговая оборона, совсем не лишнее. При этом около выхода из Гибралтара происходит встреча с флотом франкистов, чудом не утопившим "чересчур любопытного спортсмэна". Впрочем, подозреваю, что "чудо" сие имеет отношение к советским "ихтамнетам" в Испании и предупреждению из Москвы, что потопление "Беды" вызовет массированные авиудары по портам франкистов (жизненно зависевших от бесперебойной переброски марокканских наемников на континент).

Собственно, на этом успехи бравого капитана на фронте разведдеятельности против европейских держав заканчиваются. С ним произошло ровно то, о чём Остап Бендер предупреждал Шуру Балаганова. "Кудри примелькаются, и вас начнут бить". После истории с франкистами любые попытки капитана "почудодесить" в окрестностях чувствительных объектов заканчиваются демонстративным, с трудом скрываемым унижением Врунгеля иностранными контриками.

Средиземка, Суэц, Эритрея -- облом за обломом. Где-то у восточного побережья Африки, похоже, скомпрометировавшего себя "яхтсмена" вынуждены были "снять с дистанции" -- уж слишком заметен он стал. Рассказ же о "плавании к Антарктике" -- разумеется, бред. Легенда для объяснения исчезновения "Беды" (впрочем, тут тоже есть над чем поразмыслить, если вспомнить "оккультный" интерес к Антарктике всяких персонажей из организаций типа "Аннанербэ"; в 1936 году Глеб Бокий был ещё не "иностранным шпионом", а начальником всемогущего Спецотдела НКВД, чьи интересы распространялись и на оккультизм тоже).

Дальше ещё интереснее. Лишившийся "спортивного" прикрытия Врунгель (вместе с "сочувствующим" интернационалистом Фуксом) всплывает... На Гавайях! В окрестностях Жемчужной Бухты (главной базы ВМФ США на Тихом океане). Но, видимо, действует там не слишком успешно (похоже, американской контрразведке "слил" информацию кто-то из коллег), так что вынужден бежать "куда глаза глядят" быстрее поросячьего визга и с явным нарушением закона (полет вдвоем по одному билету на одном из первых трансокеанских "воздушных клиперов" -- тот ещё цирк; не говоря уже о том, что беспосадочных полетов на гидросамолётах из Гонолулу в Бразилию в те времена ещё не было, как раз в 1936 начались первые полёты Гонолулу -- Сан-Франциско и Майами -- Рио де Жанейро). И после этого соваться к Панамскому Каналу он уже даже не рискует, предпочитая невероятно тяжелый (на небольшом паруснике-то) переход вокруг мыса Горн.

И только в "игре" с японцами явно разозленный постоянными обломами разведчик смог взять реванш. Но это, как говаривала Шехерезада, совсем другая история.

humour, cryptohistory

Previous post Next post
Up