Пару слов напишу о Сагареджо. Попав в него, мы не могли отделаться от ощущения, что сейчас не 2016 год. Такое ощущение, что мы попали в какой то старый фильм, времен Советского Союза. И все вокруг так и дышит этим Союзом. Здания, площадь, люди, даже наша гостиница, все номера которой открываются одним ключом (случайно перепутали номер нашей комнаты). Ковры, прибитые к стене гвоздями, а под ними нет обоев. Дедушки в брючках и пальто с той самой кепкой. В общем полный телепорт в СССР. Но нам пора, погрузив чемодан в машину и допив йогурты и чай, снова в путь. 9 утра.
До монастыря отсюда всего час. И дождь, ливший всю ночь, кончился как раз в пути, за что ему спасибо. А вот заветная стрелочка нас так и не нашла, но тут все просто, едем по указателям, они тут есть.
До Удабно дорога почти асфальтовая
Вид справа
И слева
После грунтовка, но! С указателями!
Ну что ж, пока мы едем, немножко расскажу.
Это место очень популярно среди туристов, и считается чуть ли не достопримечательностью №1 среди верующих. Паломничество в Гареджи одно время приравнивалось к паломничеству в Иерусалим. То есть, если вы хотите посмотреть пещерный город/монастырь в Грузии, то услышите «Вардзия, Уплисцихе, Давид Гареджи». Но о Вардзии мы уже говорили в прошлую поездку, а Уплисцихе будет чуть позже, пока же вернемся к Давид Гареджи.
Это большой комплекс пещерных монастырей XI в, разбросанных на участке в пару десятков километров вдоль грузинской границы.
Сейчас в Гареджийской пустыне находится около 9 комплексов различной степени сохранности. Но обойти их все - дело многих дней. Выделяются четыре основные группы:
Лавра Давида
Монастырь Тетри-Удабно
Монастырь Натлисмцебели
Пещеры Додо-Рка
Обойти все пещеры трудно, однако, существует некий "малый круг", который обычно и посещают туристы. К этому "кругу" относится Лавра Давида и монастырь Тетри-Удабно.
Вот в пещеры Додо-рка мы не поехали, хоть и проезжали где то мимо, но не знали об этом. А остальное посещали или просто видели.
Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.
На верху сильнейший ветрище, а я безуспешно пытаюсь уговорить стрелочку на планшете найти нас, дальше она будет нам очень нужна.
Ну и не могу не поделится с вами историей. Обычно истории монастырей бывают скучноватыми, но не эта. Тут есть и монахи с драконами и даже Шеварнадзе :)
Святой Давид пришел в Иберию вместе с Иоанном Задазенийским, поселился на горе Задазени, когда монахи разошлись с горы в разные стороны, он выбрал Тбилиси и поселился около города на горе Мтацминда, где до сих пор существует его пещера и храм. Однако, вскоре случился конфликт с тбилисскими зороастрийцами и Давид решил переселиться в совсем дикую местность. Он решил пойти дальше всех прочих двенадцати монахов в смысле аскетизма и переселился сразу в Гареджийскую пустыню, самое трудное для жизни место во всей Грузии.
Вместе со своим учеником Лукианом он поселился в пещере, где питался корешками и молоком диких оленей. Согласно житию Святого Давида, возле пещеры был обнаружен и изгнан дракон. Путь, которым уходил дракон виден ещё сегодня с вершины хребта над пещерой Давида.
Со временем у Давида появились последователи, которые вырезали себе пещеры в песчаниковых скалах возле пещеры Давида или в стороне. Так, Святой Додо основал пещерный компекс Додо-Рка, а в 10 километрах от пещеры Давида появился монастырь Натлисмцебели (Иоанна Крестителя).
Впоследствии монастырь несколько раз страдал от вражеских нашествий. В 1625 году шах Аббас истребил всех монахов и монастырь пришел в запустение.
О монастыре случайно вспомнили в брежневскую эпоху. Его посетила Медея Мизвришвили, главная по Кахетии в то время. В Удабно тогда жили азербайджанцы, и с ним произошел этнический конфликт вплоть до стрельбы по самой Мизвришвили. Медея нажаловалась Шеварнадзе, и против азербайджанцев были приняты меры. Именно тогда их выселили из Удабно и переместили в поселок сванов, которые и живут там по сей день.
По сей день территория спорная, но делению никак не поддается. Это вообще какое то место такое, что за земли эти все до сих пор борются, Армения с Азербайджаном за Карабах, а Грузия с Азербайджаном за Земли с этими комплексами. Ну что ж, заберемся по узкой тропке на смотровую площадку и посмотрим, за что борются?
Вид сверху на монастырский комплекс.
Азербайджанская территория, а дальше белеют горы Армении.
Подводя итог, могу сказать, что красота и пейзажи вокруг монастыря нам понравились побольше, чем сам комплекс. Фотоаппарат традиционно не передает природных красот, а они есть. Высоко, широко, масштабно. Монастыри и кельи конечно необычные по своей природе, но после Вардзии, конечно уже не тот размах. Кроме того тут ремонт, а тут живут монахи, туда тоже не ходить и остается совсем маленький кусочек для осмотра, кажется мы рассчитывали на большее. Но, опять же, это взгляд туриста, приехавшего в монастырь на экскурсию Паломники, конечно, меня сейчас распнут за такие слова.
Время стремится к полудню, а ветер все усиливается. Мы стремимся к машине, а наши салфетки из только что открытой двери автомобиля белой вереницей устремляются в небо. У рабочих со строящегося домика около стоянки улетают ведра и еще что то, Ростя вцепляется в меня, чтобы не улететь следом за салфетками и мы спешно прыгаем в машину и едем дальше. Правда есть не только потери, но и приобретения, не зря мы тащили с собой планшет на вершину этой горы. Стрелочка нашла нас, ура, едем по ней, в сторону Рустави.
После развилки с указателем Рустави дорога заканчивается, дальше только полный привод и стрелочка.
Проезжаем мимо Монастыря Натлисмцебели.
Он отличается от Лавры во всех отношениях. Сюда не ходят автобусы и дорога проходима только для хорошего внедорожника. Туристов здесь практически нет. Это настоящий действующий монастырь, где каждый шаг надо согласовывать.
И въезжаем в Рустави с другой, промышленной его стороны.
Мчим насквозь него, потом насквозь Тбилиси, без остановок.
Наша цель на сегодня добраться до Гори, но пока время еще есть, и мы решаем заехать в Мцхету перекусить.
Расхваленное "кафе в гаражах" находим со второй попытки, его действительно в городе знает каждый местный житель. Известно своими хинкали.
Вот оно, перед машиной.
Хозяйка с радостью принимается за работу, лепит хинкали и заворачивает хачапури.
Вид с балкона.
Отобедав и простившись с хозяйками движемся в сторону Гори, а вернее чуть-чуть в сторону от него, где находятся пещеры Уплисци́хе. Оказались мы там уже почти в 4 вечера. И пока мы ждали просыпания ребенка и покупали Боржоми с чурчхеллой на пятак перед входом заявился свадебный кортеж. О, ну скажите, зачем ехать в заповедник Вашловани за дикими зверями, если они и тут есть, в достаточном количестве. Сигналя как в последний раз, кортеж устроил сожжение резины и кручение пятаков, чуть не задев туристический автобус.
За все времена посещения Грузии и за все время, нам встречаются люди адекватные, добрые и гостеприимные. Но те, кто сидит в свадебной машине - чистое исключение, насчет последнего не знаю, но вот в их адекватности приходится сомневаться.
Но вот кортеж уезжает, мальчик просыпается, перемещается на папу для плавного просыпания и мы лезем к пещерам. Вверх, опять вверх, еще пока не было у нас такой достопримечательности, куда бы нам не пришлось карабкаться. Ух, крепитесь ножки.
Уплисци́хе имеет статус музея, работает с 11:00 до 18:00. Стоимость посещения 3 лари (90р)
Город возник в конце II - в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени
А ветер тем временем так и не утих, туристы кутаются во все, что можно, но его сила такая, что взрослый человек не может устоять на одном месте, не переставляя ног, чтобы не упасть.
Порывы ветра с луж сдувают пену.
И лишь в пещерах его нет.
Больше всего нашему юному путешественнику понравился зал с решеткой, он то запирался там сам, то приглашал нас в гости и совсем не хотел из нее уходить, собираясь ночевать именно в ней.
Но солнце неумолимо стремилось к земле, так что пришлось нам уговаривать малыша возвращаться.
В Гори (10 км от пещер) мы приехали уже в темноте и по карте нашли гестхаус "Левани", очень рекомендованный букингом. Поговорив с хозяйкой за жизнь, партию и жилье, Андреич договорился на домик за 40 лари (1200) с завтраком. Домик рассчитан на 6 человек.
Ужинать мы уже никуда не поехали, надежда на ужин села вместе с солнцем, так что обошлись нашей походной кашей и чаем. Температура ночью опустилась до 5, а это мы уже и не в горах, а ведь нам скоро туда. Позже мы узнали, что у нас еще был санаторий, как раз в это время в горах выпал снег, а ветер срывал с гор альпинистов вместе со всем оборудованием и кошками. Но это я уже слишком сильно забегаю вперед. Ведь завтра нас ждут хоть и горы, но пока не очень высокие. Следующий пункт нашего назначения Чиатура!
Конец 5 этой части
Переход на 6 часть
http://candle-z.livejournal.com/148356.html