Уже по давнишней семейной традиции накануне 9 Мая мы семьей смотрим «Они сражались за Родину».
Почему? Потому что нас так, наверное, воспитали, так выучили, с этим мы, наверное, и живем.
До сих пор помню слова учительницы литературы, что успех литературы и фильмов о Войне пришелся на 60-е и 70-е годы прошлого века, потому что в литературу и кинематограф пришли люди с переднего края Войны, они смогли рассказать всю правду о Войне - «окопную правду».
«Из Войны» пришли и Шолохов с Бондарчуком, поэтому так искренен и правдив их отдельный, даже не победный эпизод этой Войны; но мы знаем от них, откуда взялась победа.
Очень правдиво и скрупулезно сделан выбор актеров - эти потертые, можно сказать, пропитые и побитые жизнью персонажи в наибольшей степени соответствовали тем рядовым персонажам, которые и принесли нам Победу: Шукшин, Бурков, Никулин, Тихонов, Бондарчук, Лапиков… Да, Вы знаете, и из грима наверное была только серо-белая пыль донских степей на вспотевших лицах актеров, потому что донское солнце упарит и обожжет все и сейчас, и тогда.
Еще поймал себя на мысли, что в этом фильме я героев запомнил не по фамилиям артистов, а именно персонажей, которыми они были в фильме.
Лопахин:
Копытовский
Некрасов
Стрельцов
Звягинцев
Поприщенко
Голощёков
Кочетыгов
Всего несколько персонажей, вокруг которых кружится вся война.
При этом война показана страшно и правдоподобно, в знакомых пейзажах и знакомом быте, что сильно отличает этот фильм от нынешних нарисованных красивых агиток; скажем так, творений кинематографистов всех стран и народов.
Но при этом сказать, что фильм стилистически строится вокруг военных событий... так сказать точно нельзя.
Фильм разбит на ряд бытовых эпизодов, в котором солирует один из героев:
- Лопахин с решением бытовых вопросов или с эмоциональными высказываниями и срывами;
- постоянные пикировки того же Лопахина и Копытовского;
- Стрельцов глухой и контуженный, но рвущийся в бой;
- Звягинцев, которому сапоги на операционном столе вдруг стали дороже жизни;
- Некрасов, «эвакуирующийся» в печку…
Очень сильны женские характеры Степановой, Федосеевой-Шукшиной, Мордюковой, Скобцевой, Божок - здесь всё от неприятия бойцов за их трусливое отступление до непосредственного участия в той же самой войне своими немощными силенками.
И вот такое неспешное, без дополнительных подсказок изложение материала формирует отчетливую мысль, что в войне победят не танки и не генералы, а вот такие обычные в обыденной жизни люди.