Ришар Боренже (Richard Bohringer; род. 1942) - французский актёр театра и кино, певец и литератор.
Вспомню-ка я его совсем давнишний фильм...
Были такие времена и было тогда такое кино, основной задачей которого не являлись возможность и необходимость его показа детям и идиотам...
Повар, вор, его жена и её любовник. The Cook, The Thief, His Wife & Her Lover. Драма. Режиссёр Питер Гринуэей. 1989. 119 мин.
Да, может быть, его и тогда называли почему-то элитарным, только элита другой была... И назвать его унылым, как недавно мне охарактеризовали один подобный фильм, было равнозначно вычеркнуть себя, наверное, в глазах других зрителей из интеллектуальной элиты, именно такое определение и было у той элиты.
А сейчас я вовсе не жажду смотреть эти фильмы и сериалы о студенческой жизни - я её пять лет жил, и все шутки из этих сериалов были уже тогда с бородой, да и вообще себе больше позволяли. Я совсем не хочу смотреть эти производственные эпопеи (даже в больнице), я на этой фабрике сорок лет уже отработал, и предлагаемые мне интриги и конфликты ни в какое сравнение не идут с реальной жизнью, здесь всё интереснее и жизненнее. А скучнейшие многосемейные мелодрамы... Хотите расскажу как бывает?..
...Есть некоторые аспекты этой, но другой жизни, которые я мало наблюдал, которые я бы хотел видеть и ощущать. Я хочу видеть острые отношения и красивые сцены! Мне это будет нескучно!
Так ... ближе к фильму, который я хочу сейчас представить - «Повар, вор, его жена и её любовник». Сюжет фильма... А вообще фильму нужен сюжет?!.. Сюжет же этого фильма, если его отображать банальными буквами достаточно прост.
Ришар Боренже - Ричард Борст, повар
Действие происходит в помпезном ресторане - Голландец, которым соответственно руководит Повар.
Завсегдатаем ресторана является Вор -
Майкл Гэмбон - Альберт Спика, вор
Он приходит в ресторан со своей свитой и пытается всем спутникам демонстрировать, какой он настоящий гурман. При этом он непрерывно и постоянно издевается над своими сотрапезниками, но главным образом достается жене -
Хелен Миррен - Джорджина, жена Альберта
Кстати, я Хелен Миррен впервые увидел в этом фильме; поэтому у меня особое представление о её амплуа и звездности. Еще она мне интересна некоторыми другими аспектами...
Начну издалека. Был у нас в Орле более чем два века назад граф Каменский - устроитель театров и спектаклей, так что нынешний орловский театр ведет свою историю именно с тех времен.
Не анекдот, а реальный факт Хелен Миррен - потомок графа Каменского (была самолично в своё время с визитом в Орле):
Фото из нашего театра
И естественно она (Жена) откликается на появление в ресторане интеллигентного мужчины, библиотекаря, да и вообще образованного и культурного человека, нетрудно уже догадаться - Любовника:
Алан Ховард - Майкл, любовник Джорджины
И вскоре они знакомятся...
И в них просыпаются чувства, которые они утоляют в разных укромных местах ресторана.
Тут надо отметить, что всё у них протекает под покровительством Повара, понимающего и сочувствующего ситуации...
Ну, подобную ситуацию мы все представляем развитие ситуации - муж Вор просто-напросто "изысканно" убивает любовника. Такой вот сюжет.
Но суть в том, что фильм снимал не какой-нибудь Нужный режиссер, а именно - Питер Джон Гринуэй; сейчас вспомню - британский художник, кинорежиссёр, писатель, либреттист, куратор многочисленных выставок. Словом, человек, который запросто может рассказать Вам в изысках простейшую историю, да и показать соответствующим образом.
Те пространства, что он показывает в фильме - это какое-то особое волшебное представление потенциально заурядного заведения.
Это, не просто кухня ресторана - это какой-то целый отдельный просторный и пространный мир, это королевская кухня для королевских чувств!
С каким-то средневековым художественным воплощением с картин сошедших натюрмортов...
Она же (кухня) - укромный уголок наших влюбленных героев...
И она же - сцена для выяснения отношений, где можно "разбежаться" на дуэльное расстояние и обоснованно кричать громко, потому что не в ухо...
А сам зал ресторана... Как можно говорить о гурманах и еде, не создав соответствующую обстановку!
Повар и гурман -
Впрочем и туалетные комнаты, в том числе и как место развития сюжета, просто изысканны -
Да! Но сюжет не исчерпан. Повар по наущению жены готовит из Любовника жаркое; и все сотрапезники Вора затаскивают Вора на этот званный ужин; под дулом пистолета Жены, сдерживая рвотные позывы, Вор съедает соответствующую порцию...
Людоед - восклицает Жена и стреляет в людоеда.
Нет ещё не всё! Музыка!
You can watch this video on www.livejournal.com
Музыку к фильму (и вообще к фильмам Гринуэя) писал Найман. Собственно, после этого фильма я надолго увлекся и Найманом, и вообще минималистами - Глассом и прочими...
Центральный музыкальный момент фильма, конечно, вот этот -
https://youtu.be/gw7dGjNcXJc, но Труба считает его невозможным для бесконтрольного публичного просмотра...
Как там говорят - приятного аппетита. Жрите тот мир, который Вы создали и в котором живёте...