Джейкоб Бенджамин Джилленхол (Jacob Benjamin Gyllenhaal; род. 19 декабря 1980, Лос-Анджелес, Калифорния, США) - американский актёр и кинопродюсер.
Джилленхол с раннего детства был связан с миром кино, начал сниматься уже в 11 лет. Свою первую роль он сыграл в фильме «Городские пижоны» (1991), после чего последовали уже небольшие роли в различных фильмах. Мирового признания Джейкоб Джилленхол добился в 1999 году, когда на экраны вышла биографическая драма «Октябрьское небо», где он исполнил свою первую главную роль - подростка Хомера Хикэма. Также он исполнил главную роль в картине «Донни Дарко». С этого момента молодому актёру начинают предлагать роли в различных проектах: он играет школьника, попавшего в глобальный катаклизм в фильме-катастрофе Роланда Эммериха «Послезавтра», морского пехотинца в фильме «Морпехи» Сэма Мендеса, в 2005 году он исполнил роль Джека Твиста в высоко оценённом кинокритиками фильме Энга Ли «Горбатая гора».
Джилленхол является трехкратным номинантом (2006, 2015, 2017) и обладателем премии Британской киноакадемии (2006), номинантом на премию «Оскар» (2006), двукратным номинантом на премию «Золотой глобус» (2011, 2015) и трехкратным номинантом на театральную премию «Тони» (2021).
Недавний фильм вспомню...
Переводчик. The Covenant (Guy Ritchie's The Covenant). Боевик. Режиссёр, сценарист, продюсер Гай Ричи
Правда я бы не сказал, что фильм снят в свойственной режиссеру манере - всё-таки он мастер художественного стёба, хулиганского юмора и тонкой интриги; а тут уровень прямолинейного пафоса прям аж зашкаливает...
К тому же не будем забывать, что речь в фильме о как бы героях идёт, но о наших потенциальных противниках (что особых симпатий не вызывает); к тому же мы знаем, чем вся эта афганская авантюра закончилась у американцев в итоге. Правда, здесь необходимо сразу признать, что американцы умеют себе героев придумывать - это не наш народный герой Чонкин.
С учётом всего прочего лично я рассматриваю этот фильм как пропагандистскую агитку - вытянуть всю эту военную кампанию в целом из реального жуткого позора за счет показа какого-нибудь героя с привлечением ведущих режиссерских кадров.
Тут надо сказать, что про количество переводчиков и их трагедию (что их там фактически бросили) я слышал и до фильма, правда у меня в отношении именно переводчиков существовал какой-то стереотип, что это типа худощавый парень Антон при костюме из нашего отдела внешних экономических связей, но с поправкой на афганскую действительность. В итоге был несколько шокирован реальной действительностью.
Итак, как я уже сказал вначале - особой интриги в фильме никакой, всё движется прямолинейно и однозначно, при этом фильм безусловно держится на всяких неимоверных трюках и совсем неплохой игре актеров.
Сюжет крутится в основном вокруг Джона Кинли, американского сержанта, находящегося в непрерывном поиске подпольных баз талибов с целью их нейтрализации.
Центральную роль в этом фильме доверили Джейку Джилленхолу - ну в самом деле не будет же любимый Гаем героический Стейтем в смокинге промышлять на афганских просторах. А вот Джейк себя в Принце Персии зарекомендовал, даже некий стереотип сложился...
Ну так вот, фильм начинается с того, что обозначается острота проблемы условий труда переводчиков. Отряд Джона Кинли попадает в засаду и переводчик, как лицо непосредственно участвующее в беседе по поводу назревающего эксцесса, погибает первым.
Ну, а тут правда как этих воинстенных талибов найти - вышеописанный метод проб и ошибок не сильно подходит. Джон и к сослуживцам, и к руководству пристает с целью получения хоть какой информации, но это, практически - его дело и его проблема.
К генералам домогается, и они от него что-то требуют...
(В фильме, когда смотрел, не узнал; сейчас опознал - Джонни Ли Миллер из наркоманов по молодости до генерала выслужился.) Ладно... к теме.
И тут в отряд попадает переводчиком некто Ахмед, который хоть и утверждает, что решил подработать только из-за денег, реальность это несколько опровергает. Деньги он мог бы заработать и у своего брата, крупного наркоторговца; а тут - гибель члена семьи от рук Талибана, переводит его в разряд идеологических борцов.
Надо отметить в этом фильме превосходнейшую игру датского актера Дара Салима в образе Ахмеда. Очень убедителен. Бываю в арабских странах, вижу этих людей, правда, в несколько другой обстановке, но этот в фильме - точно не датчанин.
Надо отметить, что у Ахмеда жена на сносях, так что выбор такого рода рискованных занятий - весьма не случаен.
В итоге сложился у Джона следующий отряд...
Обращает внимание, что в отряде - два араба, и начальное поведение Ахмеда с нападками на второго выглядит именно как "восточная интрига" с суровой подставой. Товарища очень серьезно успокаивать приходится -
Ан нет - товарищ Ахмед оказывается прав...
И в итоге жизнь идет, как караван верблюдов по пустыне, Джону однажды "повезло" - нашли они базу талибов, где практически всех бойцов талибы и "положили"...
Не буду скрывать - красиво и достойно снято, дух захватывает...
Но при всем при этом очень заметно, что при всей героичности фильма как раз главная американская проблема и показана - везде за всем не успеешь! (хоть и хочется).
Живыми ушли только Джон и Ахмед... Там их странствия и перестрелки надо отдельно смотреть, умеет Гай всё это дело снять.
В итоге, посмотрите сами как - Джон слегка пострадал до полусмерти, а Ахмед на всяких тележках и носилках, где можно (деньги-то есть) - автомобильный транспорт, тащит полуживого Джона километров 100 на горбу, а то и все 102 километра.
Из лекарств у него - только обезболивающие, гашика дунуть:
Так или иначе, героическими усилиями и нечеловеческими страданиями (это как раз опять - лучше посмотреть) Ахмед доставляет бессознательного Джона в расположение части, где Джона сразу определяют в больничку и на родину, а Джона ... хорошо хоть, что отпустили.
Приходит в себя Джон уже в Америке и потихоньку восстанавливает память, вспоминая, что был в его жизни ангел по имени Ахмед. А тут и осведомленный товарищ подоспевает с весточкой, что жив-здоров Ахмед, только прячется - и скоро его найдут, надо спасть товарища...
Джон, конечно, с энтузиазмом берется организовать вызволение Ахмеда в Америку, доказывает, что надо визу товарищу и спасителю выдать за достигнутые заслуги в деле борьбы с Талибаном. Но американская бюрократия непобедима, только в результате жалобу на Джона накатали за неконструктивную критику и сквернословие...
В итоге Джон ставит жену перед фактом, что он сам едет в Афганистан спасть друга - отдать свои долги (напоминаю, что фильм в оригинале называется The Covenant - типа обязательства)...
И действительно, отправляется в Афганистан, финансирует какую-то ЧВК, чтобы они ему посодействовали...
А на деле получилось, как он сам определил - и деньги за помыв машины заплатил, и помыл сам.
Через брата Ахмеда добыл таки Джон транспорт и вооружение, брат же и сказал куда ехать...
И вот пришел Джон невзначай к Ахмеду и сказал - поехали, только сейчас и сразу (а у них на хвосте уже талибы сидят, не удалось без шума добраться):
И уже пришел Ахмед к жене в свою очередь и сказал - поехали, только сейчас и сразу:
И правильно сделали, что уехали - уже от погони отбиваться пришлось. Тут тоже эпохальная боевая сцена следует в ключе Гая Ричи - рекомендуется к отдельному многократному просмотру.
В итоге зажали талибы наших героев-беглецов в угол на мосту...
Но есть один нюанс - руководитель той помянутой ЧВК подслушал переговоры талибов и к своему удивлению узнал, что имеет дело с героическим Джоном Кинли и легендарным Ахмедом. И запустил им на помощь AC-130, который расстрелял всю банду и заодно гористую местность чуть-чуть подравнял. А беглецов уже забрали вертолетом... Трогательная сцена -
И потом их уже доставили большим-большим самолетом в их ненавистную Америку.
Что сказать в заключение?..
Фильм, конечно, смотрится на одном дыхании, очень зрелищный. Но организм чисто идеологически противится воспринимать всё с полным одобрением и согласием.
Выйди у нас такой фильм, мы бы сказали, что это рекламная поделка и никакой правды жизни.