Меня радует, что хоть один россиянин уважает ученых за их гениальность, а не за их «чудачества».
… и может интересно показать про его научно-технические достижения, а не то, как девок по шкафам прятать. А то ж был один «мой муж гений» (в смысле фильм про Ландау), отличненько доказали, что этот гений - из такого же материала, как и мы все, если не хуже. Да, а Нобелевскую премию ему за амурные утехи тоже дали? К сожалению - тенденция, когда мы своих национальных героев и в науке, и в искусстве низводим, выискивая и вынюхивая какие-нибудь непотребства в их биографии, а то и просто пользуясь непроверенными слухами.
… что скрывать или уклоняться, у того же американца (не русского, но тоже Нобелевского лауреата) Фейнмана в автобиографической «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» тоже жареные фактики имеются, но как-то американцы в публичном пространстве избежали воспроизведения, каким он «мужем» был. Да и честно сказать, я его статистическую физику запоем читал и не зевал, как на лекциях в институте.
… мне и Ландау, и Фейнман несильно интересны в своих бытовых проявлениях, равно, как и все другие представители рода человеческого. Мне подвига дайте!
И в просмотренном фильме именно такие фигуры - Эдисон, Вестингауз, Тесла; да еще и в исполнении неслабых актеров!
Собственно говоря, фильм крутится вокруг практически одной технической проблемы - лампочка, и как ее запитать.
Из истории мы же кое-что знаем, поэтому особо сюжет фильма «не сдам».
Да, Эдисон в исполнении Камбербэтча безусловно талантлив, эрудирован и многогранен, а уж амбициозен (местами еще и тщеславен). Ну, тут и про сценаристов и режиссеров надо сказать - очень четко прописана инженерная стезя; каждодневный труд, изнурительная рутина, нехватка времени для семьи (точно, не до девок в шкафах).
И Вестингауз точен в представлении Шеннона - в попытках соблюдения нравственных устоев, но не инженер! Но деловая хватка и гениальная интуиция инвестора! Точно видим в игре этого актера, чем Вестингауз взял верх.
Слабо и невнятно «прописана» роль Теслы, но беда эмигранта, не позволившая ему достигнуть в итоге на том этапе жизни высот инженерной и деловой мысли, сыграны в должной мере.
А конфликт тоже историчен: ошибка Эдисона, поставившего на постоянный ток, и триумф Вестингауза, понявшего ценность и перспективу переменного тока.
И, казалось бы, эта техническая проблема, реализована в таком драматизме развития характеров и взаимоотношений, что веришь в происходящее, больше чем в шекспировские страсти…
Как мы знаем из розетки - победил переменный ток (ну, легче его передавать по проводам и трансформировать).
Правда, тут недавно занимался проектом светодиодных лампочек… Во-первых, контроллеру в ней требуется постоянное напряжение питания. во-вторых, ужас, что надо предпринять, чтобы от синусоиды в импульсном режиме задать ток на лампочку с приблизительно (хотя бы) одинаковой мощностью, забираемой от сети… Отсюда - корректор коэффициента мощности, кошмар (еще та схемотехника). Может быть тут и Эдисон в далекой от него перспективе наших дней и не совсем был неправ.
А вот Тесла далеко смотрел - как передать ток без проводов, и это бы была еще та альтернатива, не хуже уток из того анекдота с наводнением.