Орёл. Ренессанс в джазовых тонах

Nov 10, 2024 07:00


Сразу несколько накладок с этим постом.
Во-первых, взял новый фотоаппарат опробовать на мероприятии. Но сильно там темно - выдержки от этого неизмеримо большие. А камера лёгкая, посему надо нажимать на спуск надо легко и непринужденно, как на курок - я так не умею (но сейчас вроде натренировался). Да ещё и артисты, как живые - имеют особенность  шевелиться в процессе выступления...
Короче у меня всё получалось и получилось нерезко.

Ну, я там на телефон поснимал, несколько кадров приложу.

И с музыкой - поначалу концерт в сеть выложили, а потом убрали. Печально.



Тем не менее, я что-нибудь соберу, представлю.



Вот есть такой ролик в том же составе -

image You can watch this video on www.livejournal.com



Несколько веков отделяют нас от музыки Ренессанса и барокко. Что же общего у произведений Каччини и Монтеверди с джазом - искусством XX века, выросшим из афроамериканского фольклора? На практике оказывается, что общего очень много. Это драйв, заключенный в пульсирующем ритме, импровизация, делающая каждое исполнение неповторимым, и проникновенные тексты, близкие каждому, кто когда-либо был счастливо влюблен или страдал от разбитого сердца.
Программа «Ренессанс в джазовых тонах»  включает авторские обработки сочинений XIV-XVII вв., сделанные коллективом, в который вошли как музыканты академической традиции, так и джазовые исполнители. Это известная концертирующая органистка Мария Моисеева, сопрано Наталия Дубровская, лауреат престижных международных конкурсов, арфистка Мария Кулакова и мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, руководитель авторского проекта «Арфа и джаз» Антон Котиков. (https://kuskovo.ru/our-events/concerts/organnye_vechera_v_kuskovo_renessance/)

Мария Кулакова



Окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова и аспирантуру Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Участница дуэта «Арфа & Джаз», который стал победителем фестиваля «Marettimo Jazz Festival 2015» (Италия).
Лауреат международных и всероссийских конкурсов «Арфовое искусство России», «Учитель и Ученик», Юношеские Ассамблеи Искусств, дипломант Международного фестиваля-конкурса им В. Дуловой. Играла в «New Orleans Jazz & Pop Harp Weekends», дала ряд концертов в Новом Орлеане (США), в Италии. Выступала на торжественной церемонии перед президентом России В. В. Путиным накануне Олимпийских игр в Сочи. Неоднократно приглашалась в программы фестивалей арфовой классической музыки «Звуки серебряной арфы», «Путешествие вокруг арфы», «Cтупени мастерства», «От барокко до джаза».



Мария Моисеева



Мария Моисеева с отличием закончила Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского по специальностям «орган», «музыковедение» и аспирантуру Московской консерватории. В 2007-2008 стажировалась в Университете Севильи и Севильской консерватории им. Мануэля Кастильо. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Органное искусство Испании эпохи Высокого Возрождения и Барокко». Принимала активное участие в мастер-классах ведущих испанских, португальских и немецких органистов. Лауреат международного конкурса органистов им. А. Каппа (Эстония), Первого фестиваля-конкурса молодых органистов «Soli Deo Gloria» (Москва), Первого Московского фестиваля молодых деятелей искусств им. Н. Л. Бидлоо (Москва). Дипломант X Международного фестиваля органной музыки Гатчина (Санкт-Петербург). Обладатель премии им. Андреса Сеговии - Хосе Мигеля Руиса Моралеса в категории «орган» (Испания). Выступает с концертами в городах России, Германии, Испании, Эстонии, Латвии.



Антон Котиков



Доцент Академии имени Маймонида по классу саксофона и ансамбля.
Руководитель авторского проекта "Арфа и Джаз" (Harp&Jazz). Солист оркестра «Круглый БЕНД» п/у Алексея Круглова
Мультиинструменталист, композитор, аранжировщик. Исполнитель на саксофонах, флейтах, дудуке, кларнете, индийской флейте бансури, губной гармонике,ирландской флейте висл, австралийском диджериду.
Окончил Орловское областное музыкальное училище по классу саксофона у Ю.Бруевича. Затем продолжил обучение в Москве в Государственной классической академии им. Маймонида, класс доцента Д. Бриля.
Лауреат международных конкурсов. Выступает на российских и международных джазовых фестивалях: «Фестос», «Усадьба. Джаз», «Маленький цветок», «Cтрит фест» и другие.
Принимал участие в концертах Анатолия Герасимова, Сергея Манукяна, Анны Королевой, Алексея Наджарова, Яка Сооаара (Эстония), оркестров Сергея Петрова, Юрия Чугунова и «RamCorps» Дональда Вульфа (США).
Сотрудничает с Алексеем Кругловым, Александром Родовским и группой «Acoustic Jazz Trio».



Наталия Дубровская



Родилась в Москве. В 2003 году закончила вокальное отделение музыкального факультета МГПУ, класс Марии Арии. После окончания МГПУ - преподаватель сольного пения в Московском Мюзикл-театре «Монотон» В 2004 году принимала участие в мастерклассах профессора Ханса Рэ и Томаса Квастофа в Высшей школе Г. Эйслера в Берлине.
Солистка вокального ансамбля солистов «AVE MARIA». Ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом. В ноябре 2005 года исполнила сольную партию в Реквиеме Л. Керубини (Московский симфонический оркестр Центра Петра Слободкина, дирижер - Владимир Рыжаев). Участвовала в сольных программах: «Старинная музыка Энрико Радеска» в Московской консерватории (2005 год), «Vivat Vivaldi» в Московском Кафедральном соборе (2006 год), в мае 2006 года принимала участие в открытии Московского музея С. Прокофьева. С 2010 года сотрудничает с молодёжным хором союза композиторов «Преображение». Неоднократно выступала в Международном доме музыки (камерный зал), в Московском доме композиторов. В 2011 году стала лауреатом I степени международного конкурса "Музыкальная карусель" г. Санкт-Петербург, в номинации "Академический вокал, дуэт" (Мария Малышева и Наталия Дубровская). В марте 2012 года участвовала в записи компакт диска М.Адамова «Волшебная кантата «Алиса».
В январе 2013 года в рамках IV международного фестиваля «Европейское Рождество» гастролировала в Туле (католический костел Петра и Павла). В августе 2014 года в составе вокального ансамбля «Ave Maria» гастролировала в Германии (Берлин). Богатство тембра голоса Натальи, в сочетании с серьёзной музыкальностью - залог заслуженного постоянного успеха у слушателей.



И о музыке - хотя бы пару баек...

Конечно же речь зашла о Greensleeves. Вот для примера нашёл (без лишних современных наворотов) -

image You can watch this video on www.livejournal.com



Ну, я то с детства считал, что её Новелла Матвеева для Девушки из харчевни написала. Но жизнь меня разочаровала...
Музыка восходит к народной шотландской песне «Зеленые рукава», которая известна ещё с XVI века. Запись ее впервые зафиксирована в документе от 1580 г., а значит, в быту она появилась еще раньше. В оригинале песня называется «Greensleeves». Кстати, эту мелодию упоминает Шекспир в своей пьесе «Виндзорские проказницы», или «Виндзорские насмешницы» в разных вариантах перевода.

Так вот, наши музыканты по этому поводу вспомнили Генриха VIII.



Генрих VIII (Henry VIII; 28 июня 1491, дворец Плацентия, Лондон - 28 января 1547, Уайтхолл, Лондон) - король Англии с 22 апреля 1509, сын и наследник короля Англии Генриха VII, второй английский монарх из династии Тюдоров.

Генрих VIII получил великолепное образование в самых разных сферах. В числе прочего он умел петь и играть на нескольких музыкальных инструментах: предположительно, арфе, лютне, вёрджинеле, лире, флейте и др. Кроме того, король коллекционировал инструменты, выписывая новинки из других стран. В инвентарной описи его имущества, составленной в 1547 году, упоминались 5 волынок, 19 виол, 26 лютен, 20 регалей, 19 вёрджинелов, 17 шалмеев, 18 крумгорнов, более 100 флейт и ряд других инструментов.
Вскоре после своей коронации в 1509 году король Генрих написал песню, озаглавленную «Pastime with Good Company». Она быстро стала национальным хитом, её пели на улицах и в тавернах Англии, а вскоре она стала известна и в Европе. От летописца Эдварда Холла (Edward Halle) мы знаем, что Генрих VIII написал как минимум две мессы в 5 частях, часто исполнявшихся в его часовне, а впоследствии и в других местах. Однако, хотя ему и приписывается сочинение знаменитой песни «Зелёные рукава», написал её не он.

И ещё конечно же не обошли стороной мистификацию Вавилова с лютневой музыкой.
Музыканты, конечно, сыграли что-то из настоящего Каччини... А я вот такого предложу -

image You can watch this video on www.livejournal.com



«Лютневая музыка XVI-XVII вв.» - музыкальный альбом советского гитариста и лютниста Владимира Вавилова с записями произведений для лютни, выпущенный на LP в 1970 году фирмой «Мелодия» (33СМ 02059-60). Альбом пользовался успехом, тираж несколько раз допечатывали, позднее несколько раз переиздали на CD.
Большинство треков на альбоме приписано западноевропейским композиторам XVI-XVII веков, но настоящим автором музыкальных произведений, кроме «Зелёных рукавов» и «Спаньольетты», является сам Владимир Вавилов. Ещё одно произведение «Турдьон» написано на основе подлинной мелодии из сборника Пьера Аттеньяна «Вторая книга танцев», к которой Вавилов добавил сольную вставку в середине, возможно, собственного сочинения. LP-альбом Вавилова в целом рассматривается как яркий пример музыкальной мистификации.
Пластинка приобрела популярность и многократно переиздавалась. Музыкальные фрагменты с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач, а также игровых фильмов.
Слушатели после выхода пластинки сразу обратили внимание на несколько произведений: «ричеркары», английскую народную песню «Зелёные рукава».
Очень популярной в СССР и позднее в России стала мелодия сюиты для лютни «Канцона и танец». «Канцона» стала музыкой песни на слова Анри Волохонского «Рай», более известной как «Город золотой», которую впервые исполнил Алексей Хвостенко и ставшей шлягером группы «Аквариум».
Также на сюиту для лютни «Павана и Гальярда» Анри Волохонский написал текст песни «Конь унес любимого», которая получила известность в исполнении Леонида Федорова, солиста группы «АукцЫон».

image You can watch this video on www.livejournal.com



В XXI веке всемирную популярность обрела ария «Ave Maria» с альбома Вавилова, вошедшая в репертуар звёзд мировой оперной сцены и звёзд популярной музыки.

Кстати, Город золотой у меня на днях был в посте о творчестве Камбуровой.

#осеньвкармане, джаз, #10мероприятий, музыка, Орёл, #музыка

Previous post Next post
Up