День рождения. Серафим Саровский

Jul 30, 2024 16:00







Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках - Машнин; 19 (30) июля 1754 (или 1759), Курск, одноим. уезд Белгородской губернии, Российская империя - 2 (14) января 1833, Саровский монастырь, Саров, Темниковский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя) - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.

У меня был пост о Серафиме Саровском и его памяти и памятнике в Богоявленском сборе города Орла.

Ныне настоятелем Богоявленского собора является митрофорный протоиерей Александр Прищепа, благочинный храмов города Орла. При храме имеется артезианская скважина глубиной 140 м, которая работает по некоторым праздникам, в том числе и на престольный праздник собора - Богоявление (Крещение Господне). Перед входом в собор находится надкладезная часовня, устроенная так, что по её кресту стекает вода. Действует воскресная школа, в 2012 году создан хор Богоявленского собора. В 2015 г. при соборе начало действовать православное молодёжное движение «Богоявленская семья».





Ещё вот историческая информация с сайта храма http://www.sbs-orel.ru/history/17centuryГород Орел был основан в 1566 г. как военный форпост на южной границе русского государства. После сожжения поляками и литовцами в 1606 году он был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». С этого момента он начал вновь заселятся, продолжая жить полувоенной жизнью. В эти годы в Разрядный приказ многократно поступали сообщения о мерах предосторожности «по случаю татарских вестей» и, соответственно, о строительстве новых укреплений. Туда же «орляне и служилые люди» отправляли челобитные о построении в Орле новых церквей. Вместе с этим стали восстанавливаться и старые.



Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641—1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644) по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге» участок земли «под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего»,а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253—254). И историк полагает, что это произошло уже после построения церкви и назначения её причта. Другой орловский историк считает, что Богоявленская церковь была построена иереем Борисом Козьминым «по обещанию, в память родителям.» (Из Орловской старины. Богоявленская церковь в Орле. Орловский вестник. 1890, № 67, 27 марта).



Документы лишь сообщяют: «орловский богоявленский поп Борис Козмин на Орле в Большом остроге вновь Богоявленскую церковь построил собою» (Каплинский И. Памятники русского зодчества. Орел.: 1970). Вскоре поп Борис строит рядом с Богоявленской церковью ещё одну — во имя святых Бориса и Глеба.Со временем вокруг них возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем. Точная дата основания монастыря неизвестна. В документах он упоминается начиная с 1665 года. До 1673 года он не имел ни вотчин, ни крестьян, ни государева жалованья, «братия кормилась по миру». В 1674 году Богоявленский монастырь получает первый земельный надел для своих нужд, располагавшийся вниз по Оке. Были у него и жертвователи из числа орловских помещиков: Цуриковых, И. С. Головина, Аболмасовых, Логачевых, Бородиных, Жиленковых, Ржевских и горожан (В. Петров. Орловский Успенский (Богоявленский) монастырь. Орел.: 1910).



Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 года. «Как бы то ни было, оказалась надобность перенести монастырь на другое удобнейшее место»(Описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Орловские епархиальные ведомости. 1902, № 5, приложение). Избрали возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский.Что же касается бывшего Богоявленского монастыря в Большом остроге, то, как следует полагать, после упомянутого пожара 1680 года на его месте оставалось пепелище. Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую. (Г.Пясецкий. Исторические очерки  г. Орла. Орел: 1874, с. 88).



Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее. А когда же именно она была возведена? Наш храм отображен на чертеже, сделанном в 1700—1728 годах, уже как приходской. А по воспоминаниям одного из путешественников, побывавших в Орле в 1711 году, в обветшавшем уже деревянном городе «церквей каменных много» (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел: 1899, с. 265). Известно также, что в 1714 году вышел указ Петра I, запрещающий по всей стране каменное строительство в связи с возведением Санкт-Петербура. В провинции оно возобновилось лишь в 1770-х годах, когда, согласно документам, каменная Богоявленская церковь уже существовала. Тогда же, как сообщают «Орловские губернские ведомости» (1876, № 7, с. 38), каменная колокольня нашего храма из-за своей ветхости угрожала падением и уже в 1780 году требовалось её сломать.



Итак, можно сказать, каменная Богоявленская церковь в Орле была сооружена в первом десятилетии XVIII века. К тому же, в «Ведомостях о церквах города Орла» в течение последующего столетия этот храм идет вторым по списку после главного городского собора. Начиная с 1755 года в документах сообщалось и о наличии престолов в церквях. В Богоявленской к этому моменту имелся второй престол во имя Вознесения Господня. К 1787 году также появляется третий — во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (ЦГАДА, ф. 1355, оп. I, с.1009. Описание г. Орла /Экономич. примеч./, 1798 г., л. I об.). Трехпрестольным храм оставался до своей капитальной перестройки в первой трети ХIХ века. Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях — на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору. Множество таких строений было выстроено по заказу родственника Петра I, Л. К. Нарышкина. Это центрические ярусные строения со столпообразной композицией, за которыми в искусствоведческой науке закрепилось наименования «восьмерика на четверике». Они сочетали в себе живописность архитектурных форм с богатством декоративного убранства. Нарядность этих храмов еще более подчеркивалась их двухцветностью, изысканным сочетанием белого и красного цветов. Красные кирпичные стены оформляются резными белокаменными карнизами, орнаментальными сборками, наличники окон — фронтонами в виде гребешков, грани объемов по углам — белокаменными резными колоннами.



В 1921 году в Орле, на колокольне Богоявленского храма, появился и стал жить никому не известный человек. Вел себя как не совсем разумный, поначалу на него мало кто обращал внимание. Как он попал в Орел, никто не знал. Однажды он сказал, что Орел дан ему в удел и что дан ему дар читать мысли человеческие. К этому заявлению почти все горожане отнеслись с недоверием, но постепенно многие из них убедились, что это на самом деле так. Афанасий Андреевич Сайко - так звали будущего известного Орловского Христа ради юродивого - действительно оказался не простым человеком. Люди стали обращаться к нему за помощью и советами, толпами ходили за ним, чтобы услышать его слово. А часто он и сам приходил в дом к разным людям, чтобы предостеречь их от беды, от греха. При всем этом, как и другие юродивые, Афанасий Андреевич никогда не старался выглядеть умным, а тем более святым. Наоборот, всегда как бы подыгрывал тем, кто считал его дурачком и сумасшедшим. Однако после того, как орловчанам стали известны несколько случаев его предсказаний, на его многие странности горожане перестали обращать внимание, считая это просто признаком своего рода святости. Афанасий Андреевич совершенно точно, хотя порой иносказательно, сообщал своим близким или просителям о событиях, которые только собирались произойти в будущем, мог излечить больных от некоторых заболеваний. В апреле 1931 года Афанасия Сайко за пропаганду против вступления крестьян в колхозы арестовали и несколько месяцев держали в тюрьме, но, не найдя убедительных доказательств его антисоветской деятельности, из-под стражи освободили. Освободили - чтобы почти сразу же направить его в психиатрическую больницу в д. Кишкинка (7 км от Орла), где Афанасий Сайко пробыл 10 лет. Сюда к провидцу было настоящее паломничество: кто шел за советом и помощью, кто - просто повидать старца, а принесенных посетителями гостинцев хватало на многих больных. В конце 1941 года Сайко вышел на свободу - сильно постаревший, совершенно седой, но еще более известный орловчанам своими поучениями и предсказаниями. Урон, который наносил юродивый атеистической пропаганде в Орловской области, тревожил официальные власти, и весной 1948 года работники МГБ доставили его снова в психбольницу. Но и там он умудрялся встречаться с посетителями . В 1950 году Сайко перевели в Воронежскую область, но местные врачи не нашли ничего опасного в его поведении и отпустили "на попечение дочери". Афанасий Андреевич снова вернулся в Орел, что вызвало настоящий шок у тех, кто пытался изолировать провидца от орловчан. 7 декабря 1950 года работники МВД доставили блаженного в Орловский психоприемник, а потом его перевели в психбольницу. В 1951-1955 годах Афанасий Андреевич находится в Томской областной психиатрической больнице, и лишь в 1956 году он выходит из нее, и начинаются поездки юродивого по стране: из Москвы - в Псковскую область, оттуда - в Ригу.(взято отсюда - https://vk.com/topic-35633894_26417417)



Итак, можно сказать, каменная Богоявленская церковь в Орле была сооружена в первом десятилетии XVIII века. К тому же, в «Ведомостях о церквах города Орла» в течение последующего столетия этот храм идет вторым по списку после главного городского собора. Начиная с 1755 года в документах сообщалось и о наличии престолов в церквях. В Богоявленской к этому моменту имелся второй престол во имя Вознесения Господня. К 1787 году также появляется третий — во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (ЦГАДА, ф. 1355, оп. I, с.1009. Описание г. Орла /Экономич. примеч./, 1798 г., л. I об.). Трехпрестольным храм оставался до своей капитальной перестройки в первой трети ХIХ века.



Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях — на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору. Множество таких строений было выстроено по заказу родственника Петра I, Л. К. Нарышкина. Это центрические ярусные строения со столпообразной композицией, за которыми в искусствоведческой науке закрепилось наименования «восьмерика на четверике». Они сочетали в себе живописность архитектурных форм с богатством декоративного убранства. Нарядность этих храмов еще более подчеркивалась их двухцветностью, изысканным сочетанием белого и красного цветов. Красные кирпичные стены оформляются резными белокаменными карнизами, орнаментальными сборками, наличники окон — фронтонами в виде гребешков, грани объемов по углам — белокаменными резными колоннами.





Появление на площади перед Богоявленским собором Орла памятника преподобному Серафиму Саровскому, который в ходе своего Первосвятительского визита в Орловскую митрополию 28 июля 2016 года освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, не случайно. По данным исследователей, имеются свидетельства посещения Серафимом Орла и Богоявленского собора.Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках - Машнин) - иеромонах Свято-Успенской Саровской пустыни - один из наиболее почитаемых православных святых, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая Второго. Родился 19 (30) июля 1754 г. (по другим данным - в 1759 г.) в Курске. Скончался 2 (14) января 1833 г. в Саровском монастыре. Данные о пребывании преподобного Серафима Саровского в Орле содержатся в книге «Дивный старец. Жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея Руси чудотворца», автором-составителем которой является монах Русской Православной Церкви, поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель, член Союза писателей СССР Лазарь (Афанасьев, 1932-2015).О посещении г. Орла Серафимом Саровским автор пишет во 2 главе своей книги, повествуя о том периоде жизни Серафима, когда он был известен под именем Прохор, и являлся послушником Саровского монастыря, что подтверждается и другими исследователями. Именно в период послушничества в этом монастыре Прохору (Серафиму) явилась Пресвятая Богородица (со святыми апостолами Петром и Иоанном), исцелившая его от «водяной» болезни.



В 1784 году в Саровской обители настоятелем был иеромонахом Пахомий (Назарович). Им были инициированы масштабные строительные работы, в рамках которых планировалось возведение нового храма. Но средств не хватало, и старец Иосиф (один из монахов Саровской обители и духовник Серафима) предложил своему духовному сыну Прохору (Серафиму) новое послушание - сборщика денег на построение храма.Из этого следует, что летом 1784 года Прохор (Серафим), будучи послушником Саровского монастыря, посетил Орёл, собирая средства на строительство нового храма в своей обители.Основными местами сбора средств на церковные нужды в России всегда были храмы. В 1784 году действующими храмами (из дошедших до нашего времени) в Орле были: Богоявленский собор (древнейший из сохранившихся орловских храмов, каменное здание которого было возведено в первом десятилетии XVIII века); Троице-Васильевский храм (заложен в 1743 г.; строительство окончено в 1751 г.); Ахтырский кафедральный собор (возведен в 1773 г.); Свято-Иоанно-Крестительский храм (заложен в 1774 г.; освящен в 1777 г.); Николо-Песковский храм (заложен в 1775 г.; в 1776 г. был построен и освящен южный придел святителя Николая Чудотворца, а главная церковь с Ильинским алтарем окончена постройкой в 1790 г.) Из всех перечисленных храмов в то время только Богоявленский собор и Троице-Васильевский храм располагались в городской черте. Остальные находились либо на дальних окраинах, либо за городом. По сути, в центре был только один значительный храм, игравший роль городского собора - Богоявленский. Именно он был средоточием духовной жизни орловцев, являясь главным храмом Орла (более древняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы к рассматриваемому времени сильно обветшала и богослужения в ней не проводились; она была разобрана в 1786 году). Таким образом, с большой долей уверенности можно предполагать, что в 1784 году преподобный Серафим Саровский в возрасте 25 лет (или 30 лет) во время своей послушнической миссии посещал Орёл, и, вероятнее всего, принимал пожертвования от прихожан Богоявленского собора, в 1784 году самого значимого из всех храмов города.



Богоявленский храм в Орле до своей капитальной перестройки относился к лучшим образцам «нарышкинского барокко». Он обладает всеми особенностями этого стиля: основной объем, трапезная, колокольня. Как отмечали архитекторы, немногие колокольни так органично дополняли храмы, как та колокольня Богоявленской церкви, соединяющая в себе изящество и величие. Известный орловский архитектор С. И. Федоров сообщает в одной из своих работ, что в 1970 году он совместно с еще одним орловским краеведом произвел раскрытие на световом барабане церкви: «мы вскрыли под толстым слоем штукатурки вырезанные из белого камня балясины, наличники и пояски, сходные по характеру обработки с декором основания колокольни (С. И. Федоров. Архитектурные образы Орловщины. Тула: 1982, с. 32). Он свидетельствует также:»При изучении наиболее сохранившегося светового барабана мною были обнаружены в 1959 году несколько голосников, отверстия которых были заштукатурены. Глубина глиняных горшков, замурованных в стены, составляла 40—60 см. Они обеспечивали прекрасную акустику церкви (С. И. Федоров, там же, с. 31).





Итак, каменный Богоявленский храм, построенный на месте деревянной церкви того же названия стал украшением города. Его празднично-торжественная архитектура, созвучная московским храмам этого времени, свидетельствовала об авторстве талантливого художника. Очевидно, яркая красота храма и центральное местоположение стали причиной того, что после упразднения обветшавшей соборной Рождественской церкви (в 1766 г.) в нем стали совершаться почти все торжественные городские богослужения. Уже в 1770 году Богоявленская церковь принимала в своих стенах орловского епископа. Мемуарист ХVIII века Г.Добрынин так описывает это событие: «Въезд преосвященного в Орел ознаменован был по всем церквам колокольным звоном. При каждой проезжаемой церкви священство было в ризах со крестами, дьяконы в стихарях с кадилами, дьячки и пономари со святою водою в чаше, со свечами в подсвечниках. Народ — по улицам, народ — по заборам и по всем возвышениям, где только можно пристать и удержаться. А в Богоявленской церкви, в которую было ожидаемо восшествие Преосвященного, набилось всякого чина и звания, пола и возраста православных Христиан так плотно, как в Риге на кораблях укладывают мачты. По выходе из церкви поздравляли пастыря с приездом градоначальник со всеми чиновниками» (Г. Добрынин. Истинное повествование или жизнь Гаврииила Добрынина (1752—1823). СПб., ч. I, с. 41—43).



Автор этого описания сообщает любопытную подробность о священнике Богоявленской церкви отце Алексее. В отличие от других священников и самого епископа он проявлял доброе отношение и веротерпимость по отношению к орловским купцам-старообрядцам. Во время упомянутого посещения города епископом они добились повышения  о.Алексея в сане, он стал протоиерееем. «Все знатнейшие старообрядцы упросили архиерея убедительнейшими способами возвысить в сие достоинство богоявленского отца Алексея» (Г. Добрынин, там же, с. 43).



Тогда же в 1770 году орловский епископ издал указ о ликвидации кладбища при Богоявленской церкви: «Понеже во время посещения епархии в городе Орле усмотрено нами, что при градских церквах Богоявленской, Покровской и Пятницкой так тесны кладбища и телами мертвыми наполнены, что когда случается вновь погребать, без нарушения телес прежде погребенных, быть не может. Сверх того домы обывателей к оным весьма близко поселены, которые от оных кладбищ воздухом заразительным в весеннее особенно время наполняются невольно того ради в Духовное правление посылается указ наш чтобы отныне впередь, как вышеписанных церквей, так и других градских погребать тела умерших при отдаленных несколько церквах, из которых одна по сю сторону, а другая по ту сторону реки были бы, чтоб через реку при погребении не переезжать» (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с.651—652).





Волна нового гонения на Православную церковь не обошла стороной Богоявленский собор, вновь закрытый в 1963 году. Его алтари, просторную трапезную и своды спешно и безжалостно перекраивали под кукольный театр. Но храм выстоял и в эти 30 лет «искусственного» плена. В 1994 году Богоявленский собор передан общине верующих во главе с настоятелем священником Владимиром Дорошем. 6 апреля 1996 года епископ Орловский и Ливенский Паисий освятил главный престол храма, здесь начались регулярные богослужения. Через десять с небольшим лет вместе со своими сотрудниками, благотворителями и добровольными помощниками отец Владимир превратил Богоявленский собор и его округу в своеобразный духовный островок среди городской суеты. В его центре возвышается величественный белый собор, уже прочти полностью расписанный внутри. Рядом с ним ровно десять лет назад возведена наклаезная часовня во и имя Всех святых. Таких в России можно по пальцам пересчитать - внутри часовни установлен крест, по нему стекает вода, поднимаемая со 140-метровой глубины.



Главная святыня Богоявленского собора - икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Поражают воображение истории её появлений, исчезновений, возвращений. Впервые она появилась в 1847 году, перед ужасным городским пожаром. Некто неизвестный пришел в храм и попросил перенести сюда из Гостиного ряда тамошние иконы. После того как это случилось, произошел в Гостином ряду ужасный пожар. Может быть сам Святитель Николай, икона которого была в числе спасенных образов, был тем человеком? - говорили тогда. Советские гонения икона «Всех скорбящих Радость» пережила в руках у благочестивых людей. Один их них уже в 90-е годы услышал во сне голос Божией Матери, которая велела вернуть свой образ во вновь открывшийся Богоявленский храм. Звали этого человека Иосиф Николаевич Калашников, сам же он работал к тому времени ктитором… Его уже девять лет нет с нами. В октябре 2004 года святыню похитили из храма прямо средь бела дня. Священники и прихожане были тогда безутешны, потому что, предприняв все возможные усилия, так и не смогли её найти. А украденный образ был продан похитителем одному орловскому коллекционеру, которому ничего не было известно о святыне. Тот, пытаясь что-то узнать об иконе, стал искать в Интернете о ней информацию и совершенно случайно наткнулся на сайт Богоявленского собора. Каково же было его удивление, когда на мониторе перед его взором предстал образ Богородицы, находившийся сейчас в его доме и утраченный верующими церкви! Он не замедлил вернуть икону в храм и стал его постоянным прихожанином.







В 2005-2007 года для храма были отлиты колокола. Самый большой из них (весом в пять с половиной тонн и диаметром почти в два метра) был привезен в Богоявленский собор еще в октябре 2005 года, остальные девять (общим весом чуть менее 7 тонн) - в мае 2007 года. Они отлиты в Донецке по благословению уроженца Орловщины, духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Оптиной Пустыни схиигумена Илия на средства его духовных чад.В 2008 году были вывезены на территорию Смоленского храма. 22 октября 2009 года По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона восстановлена справедливость - колокола Богоявленского собора, вывезенные летом 2008 года на территориюСмоленского храма Орла по указанию предыдущего правящего архиерея епархии - епископа Иеронима, возвращены в Богоявленский собор. Весной 2008 года начато строительство колокольни собора. В работе принимали участие уникальные специалисты. Один из них, профессор В. Скальный, эксперт по гидрогеологической среде архитектурных памятников (консультировавший восстановление храмов во Владимире Суздале, а также Пизанской башни), консультировал архитекторов в ходе укрепления фундамента колокольни. Разработанная Скальным технология изготовления грунтобетонов позволила избежать грандиозной ошибки строителей Богоявленского храма XVIII века (из-за которой колокольня 70 лет простояла в накрененном положении и была разобрана в начале ХХ века); для укрепления фундамента в ее основание по рекомендации профессора было закачано свыше 100 тонн бетона. 24 мая 2014 года на колокольную водружены купол и крест.



Серафим Саровский, Богоявленский собор, день рождения, Орёл

Previous post Next post
Up